Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Продолжение


Иногда формальными называют возможности, к которым, как замечает Гегель, относят наиболее абсурдные и бессмысленные вещи, утверждая: возможно то, в пользу чего можно найти основание. «Возможно, что сегодня вечером луна упадет на землю, и ибо луна есть тело, отделенное от земли, и может поэтому так же упасть вниз, как камень, брошенный в воздух; возможно, что турецкий султан сделается папой, ибо он человек и может как таковой обратиться в христианскую веру, сделаться католическим священником и т.д.». Разумеется, можно найти основание для таких возможностей, но по сути возможности такого рода равнозначны невозможности.

Формальную возможность иногда отождествляют с абстрактной. Однако если деление возможностей на реальные и формальные основано на различии между необходимостью и случайностью, то основанием деления на конкретные и абстрактные возможности является различие условий.

Абстрактной называют возможность, для реализации которой еще не созрели условия; конкретной — возможность, для превращения которой в действительность условия уже есть. В этом случае абстрактная возможность становится конкретной, которая может реализоваться, стать действительностью. Когда Циолковский разрабатывал теорию космических полетов, освоение человеком космоса было абстрактной возможностью. Позднее в связи с развитием космонавтики, созданием космических аппаратов эта возможность превратилась в конкретную; условия для полетов в космос были созданы. С запуском первого искусственного спутника Земли с территории СССР 4 октября 1957 г. и первым космическим полетом человека — Ю. Гагарина 12 апреля 1961 г. конкретная возможность стала действительностью.

Обратимой называется возможность, с осуществлением которой возникает возможность превращения ее в первоначальную действительность. Например, круговорот воды в природе: переход с земной поверхности в атмосферу (испарение и конденсация) и обратно (выпадение на Землю осадков). С реализацией необратимой возможности возврат к первоначальной действительности невозможен. Примером могут служить необратимые последствия, наступающие в результате катастроф железнодорожного, воздушного или водного транспорта, в том числе в случае нарушения правил безопасности движения и эксплуатации.

Выделяют также исключающие возможности. К ним относятся возможности, при реализации одной из которых становится невозможной реализация другой или нескольких возможностей. Так, рассматривая уголовное дело, суд выносит или обвинительный, или оправдательный приговор, реализуя таким образом одну из исключающих возможностей. Подсудимый в этом случае поставлен перед двумя исключающими возможностями: быть осужденным или оправданным.

Движение познания в философских категориях представляет собой логический процесс в его «чистом» виде. В действительности он тесно связан с чувственным (сенситивным) познанием, включает деятельность эмоциональной и мотивационно-волевой сфер.

Процесс познания сущности, являясь логическим процессом, в основных своих чертах повторяет историю познания, развивавшуюся от познания объекта как целого, основанного на исследовании его свойств (античная философия), расчленение объем и познание его как целого, состоящего из частей, исследование состава объекта (философия и наука Нового времени), исследование связей (XIX —XX вв). История познания совпадает общих чертах с логикой познания.

Движение от явления к сущности представляет собой единство двух противоположных процессов: восхождение от эмпирически данного, чувственно-конкретного к абстрактному (процесс образования категорий, отражающих определенные стороны объекта) и восхождение от абстрактного к конкретному в мышлении — мысленному конкретному, к синтезу категорий и построению теории объекта.

Познание подчиняется действию основных законов диалектики. Раздваивая единое на противоположные стороны, мышление движется в противоположных категориях, переходит от одной ступени к другой, от одного этапа к другому, качественно новому этапу познания. Это движение включает диалектическое отрицание, преодолевающее и вместе с тем сохраняющее предыдущие этапы познания. Оно включает также отрицание отрицания: возвращение на более высокой основе к пройденным ступеням.

Познание не завершается постижением сущности, оно должно объяснить ее проявления. Для этого необходимо построить теорию объекта. Научная теория, адекватно воспроизводящая объект, способна объяснить объект во всех его проявлениях. Опираясь на категории возможности и действительности, она способна предсказать его будущее состояние.


страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач