Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Продолжение


Единичное, общее, особенное.

Как единство качественной и количественной определенности объект представляет собой отдельное, т.е. некоторое целое, отделенное от других отдельных объектов. Но эта отделенность относительна: объект существует в связи с другими объектами, поэтому познание одного объекта предполагает знание о другом.

Сравнение данного отдельного объекта с другими объектами ведет к выделению свойств, одни из которых принадлежат только данному объекту, другие повторяются в ряде объектов и являются общими для некоторого множества. Результаты сравнения фиксируются в категориях единичного и общего. Единичное — это категория для обозначения неповторяющихся, присущих только данному объекту свойств, общее — категория, обозначающая свойства, повторяющиеся в некотором множестве объектов. Так, находящийся в розыске преступник имеет не только свойства, общие для всех людей, но также свойства, присущие только ему. Это могут быть особые приметы, броские признаки, имеющие важное значение для его задержания.

Единство единичного и общего, их синтез выражается категорией особенного. Реальный предмет (отдельное) есть, прежде всего, предмет, имеющий и единичные, и общие свойства. Свойства, общие для многих объектов, выступают в отдельном в своеобразном сочетании с единичными свойствами, образуя особенное. Например, общественно опасный характер, т.е. является общим для любого преступного деяния, проявляется как особенное в конкретном преступлении, так как приобретает черты, характерные только для данного деяния. Общее существует в единстве с единичным, т.е. как особенное.

Таким образом, в процессе познания отдельный объект выступает сначала как некоторая неопределенность, в которой еще не выведены единичные и общие свойства. В результате их выделеления и синтезирования формируется категория особенного, объединяющая обе противоположности. Отдельное представляет уже не некоторое нечто, неопределенность, а единство противоположностей, их синтез.

Целое и часть.

Содержание рассмотренных категорий составляют знания об отдельных сторонах целостного объекта как результат познания его свойств. На следующем этапе познания встает задача расчленить целое на части, исследовать каждую из них в отдельности и, соединив части, воссоздать объект как сложное целое. Это позволит понять состав объекта, его компонентность.

Расчленение целого на части и объединение частей в целое осуществляется с помощью анализа и синтеза и опирается на категории «целое» и «часть». Как логические категории часть и исследуются, начиная с Аристотеля. Однако всестороннему анализу они подвергаются в Новое время — в связи с развитием естествознания и разработкой аналитического метода. Анализ — характерная черта индукции Бэкона. Немыслимо познать природу, пишет он, пока человеческий ум рассматривает предметы в их сложном состоянии. Нужно уметь «рассекать» природу на составные элементы, анатомировать ее.

Однако в этот период в результате одностороннего анализа целое рассматривается как простая, механическая сумма частей: часть — как то, что в соединении с другими частями составляет целое, целое — как то, что содержит в себе части. Это механическое, суммативное понимание целого и части оказывается недостаточным, когда выясняют отношение между ними.

Рассматривая часть и целое как противоположности, Гегель подчеркивает неразрывную связь, взаимообусловленность частей целого. Он подвергает критике механическое понимание этих категорий, сводящееся к тому, что части выступают как самостоятельные по отношению друг к другу и к целому.


страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач