Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Категории философии как ступени и формы познания

Среди разнообразных познавательных средств видное место занимают фундаментальные понятия науки — категории ( от греч. - высказывание), образующие ее логический «каркас», вокруг которого группируются понятия, не являющиеся категориями, законы и принципы науки.

В научном познании используются фундаментальные понятия разной степени общности. Это — частнонаучные категории, область применения которых ограничена, как правило, предметом частной (специальной) науки; например, «организм», «обмен веществ», «наследственность» - в биологии, «преступление» «наказание», «вина» — в уголовном праве и т.п.; общенаучные категории (симметрия, асимметрия, модель, информация). Они используются многими науками. Особое место занимают всеобщие, философские категории, на которые опираются все науки, поскольку ни одна из них не может обойтись без философии и ее категориального аппарата. Используя его, частные науки проникают в сущность явлений, устанавливают их причины, законы функционирования и развития. Философские категории помогают частным наукам делать теоретические обобщения, определять перспективы исследования.

Философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности.

Категории философии разрабатывались на протяжении всей ее истории. Менялось их количество, пересматривалось и уточнялось содержание, предлагались разные системы. По-разному трактовалась сущность категорий. Но несмотря на все различия, они почти всегда интерпретировались как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира.

В догегелевской философии категории рассматривались вне их связи и взаимообусловленности. Гегель впервые разработал развернутую систему взаимосвязанных категорий, представив их как ступени развития абсолютной идеи, а следовательно — всего материального и духовного мира. В материалистической диалектике категории рассматриваются как отражение, обобщение и преобразование в сознании человека свойств и связей объективного мира.

В гносеологическом аспекте гегелевская система категорий быть представлена как процесс познания. Познание движется от явления к сущности, последовательно раскрывая противоположные стороны объекта, выражая их в парных категориях. Разумеется, это движение специфически проявляется в каждом отдельном познавательном процессе. Вместе с тем оно выражает общую закономерность познания, его «общий ход». Нельзя познать качество вещи, не зная ее свойств; мера вещей познается на основе познания их количественной и качественной определенности; сущность явления раскрывается на основе знания общего, содержания, необходимого и т.д. В этом процессе категории выступают как формы и ступени познания.

Из всех философских категорий, а к ним относятся все фундаментальные понятия этой области знания, важнейшую гносеологическую функцию выполняет группа категорий, выражающая движение мышления от незнания к знанию, от менее глубоких к более глубоким знаниям, от явления к сущности.

В начале познания действительность представляет собой чувственно воспринимаемое нерасчлененное целое, некую неопределенность. Познающий субъект выделяет часть этого целого, познания — некоторую определенность, нечто. Объективной основой этого выделения является относительная изолированность отдельных вещей и процессов, благодаря которой каждый из них может рассматриваться как относительно самостоятельная часть единого целого.

Познание объекта начинается с познания его свойств.


страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач