Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Продолжение


Количество и качество. Мера.

Ранее свойство нами рассматривалось как способность вещи определенным образом соотноситься с другими вещами, то есть как-то воздействовать на них и реагировать на воздействия с их стороны. Свойства неотделимы от вещи, но проявляются только во взаимодействии с другими вещами. Например, трудоспособность человека проявляется лишь в процессе его трудом., деятельности, во взаимодействии с предметами труда.

Совокупность свойств предмета образует его качество. Качественная определенность первоначально фиксируется органами чувств в форме восприятия. В результате абстрагирующей работы мышления формируется категория качества, представляющая собой совокупность (систему) свойств, указывающую на то, чем данная вещь является. Если свойство характеризует предмет с какой-то одной стороны (теплопроводность металла, любознательность студента и т.п.), то качество характеризует предмет с разных сторон как некоторую целостность. Исчезновение некоторых свойств не ведет к исчезновению самой вещи, исчезновение качества означает исчезновение самой вещи как качественной определенности. Утрата одних свойств нередко компенсируется другими свойствами. Потеря, например, хорошей памяти восполняется усидчивостью, трудолюбием, работоспособностью.

Понимание качества как совокупности свойств — и существенных, и несущественных — характерно для начала познания, когда существенное еще не отделено от несущественного. На других уровнях познания категория качества обогащается; мышление, опираясь на другие категории, выделяет существенные свойства, формируя понятие качества как совокупности существенных свойств, основное качество.

Объект представляет собой не только качественную, но и количественную определенность. Познание количества развивается по двум направлениям: прерывного, дискретного количества (мощность множеств) и непрерывного количества, выражающего интенсивность, степень проявленности свойств.

Перемещая внимание с одного объекта на другой, субъект познания фиксирует мощность множества (один, много, мало), которая может выражаться числом. Свойства объекта (длина, площадь, объем, цвет, вес и т.д.) имеют разную интенсивность, или проявления (длиннее — короче, легче — тяжелее, меньше-больше). Сравнивая, например, два предмета по их весу, можно установить, что один из них легче другого. С помощью эталона измерения результат сравнения выражается в числовых характеристиках (легче на 2 кг).

Количество — это определенность вещи, характеризующая ее со стороны мощности множеств или интенсивности свойств.

Качественные и количественные характеристики неразрывно связаны друг с другом. Нет качества без количества, как нет количества без качества. Их единство выражается категорией меры. Мера есть единство количества и качества, тот интервал изменения количества, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. При нарушении меры вещь теряет свои качественные и количественные характеристики, превращается в нечто другое. Так, качество световых лучей, их цветность связана с определенным количеством — длиной электромагнитных волн. Красный луч имеет длину волны от 760 до 620 нм. Если ее длина меньше 620 нм, красный луч превращается в оранжевый, имеющий другие качественные и количественные характеристики. Нравственное поведение при нарушении меры превращается в безнравственное, которое в свою очередь может превратиться в противоправное деяние.

Иначе говоря, когда предел количественных изменений, возможных для данного качественного состояния, достигнут, дальнейшие количественные изменения ведут к переходу в новое качество. Этот переход осуществляется в форме скачка.

Положение о зависимости количественных и качественных изменений было сформулировано Гегелем. В марксистской философии взаимный переход количественных и качественных изменений рассматривается, наряду с законами единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания, как основной закон диалектики.


страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач