Инностранный язык
Материя и идеяМатерия и идея всегда противополагаются, но не всегда такое противоположение связано с признанием первичности материи. Другая, обратная позиция связана с признанием первичности идеи по отношению к материи. Так различаются два основных направления в философии — материалистическое и идеалистическое. Никаких других философских направлений быть не может так же, как не может быть никакого другого решения проблемы бытия, кроме указания двух его основных сторон. Идеалистическое направление в философии и любые формы религии близки между собою вплоть до полного совпадения.
Религия находит в позиции философа-идеалиста свою опору, поскольку признание первичности идеи равносильно по своему существу признанию первичности бога, который всегда был, есть и может быть только идеей.
Между материей мира и идеей сознания всегда существует противоречие, которое должно постоянно находить себе разрешение. Заманчиво считать средством разрешения такого противоречия наши ощущения, но это ловушка. Ощущения служат образованию, формированию идей, но сами по себе они не разрешают противоречия между идеей и материей. Свидетельства ощущений могут быть иллюзорными. Собственно говоря, идея бога, так же как и все другие идеи, формируется на основе ощущений с соответствующей их координацией.
Этап образования идей ограничивается живым созерцанием в современном мире объективной реальности, и на этом этапе останавливается, по сути дела, религия. Наука идет дальше. На этапе абстрактного мышления идеи науки оформляются в ее теории, заключения которых подвергаются проверке в процессе сознательной практики. Именно практика выступает в качестве главного критерия соответствия идеального содержания сознания материи мира. Практика выступает в качестве главного средства разрешения противоречия между идеей и материей.
Наука не верит в бога. Но это не значит, что наука вообще ни во что не верит. Убежденность в первичности материи, определенной в философском смысле, по отношению к идее и признание решающей роли практики в установлении правильного соотношения двух основных форм реальности это тоже форма веры, но веры, в принципе отличающейся по своему содержанию от мистической веры религии.
Идеи сознания — это и есть мир нашего «Я». Они определяют нашу сущность и сущность нашего отношения к миру материи.
Можно сколько угодно доказывать сочинения философии религиозным людям, что бога в действительности нет, или разоблачать обратные попытки доказательства действительного бытия бога в теологии. В настоящее время можно считать, что как в том, так и в другом отношении сделано уже достаточно, если не все вообще возможное. Пусть в дополнение к этому каждый верующий попытается еще осознать, что та власть бога над ним, которую он, возможно, ощущает,— это только власть его же собственной идеи. Вздорность религиозных источников отражает в себе вздорность тех идей, которыми руководствуется религиозный человек в своей жизни. Может быть, поняв это, он постарается перестроить идейный мир своего «Я», поскольку, как писал О. Бальзак, «идеи могут быть обезврежены только идеями».
Основными источниками идей, которые противопоставляются идеям религии, являются науки, изучающие естественную природу, самого человека и общество. К ним относятся и философские науки, изучающие сам процесс познания, в том числе и процесс образования идей.
|