Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Продолжение


Отношение между индивидуальным и общественным сознанием является сложнейшей проблемой, не имеющей однозначного решения. С точки зрения объективных идеалистов, например Платона или Гегеля, первичным и объективным является сверхчеловеческое божественное сознание, которое порождает природу, общество и самого человека с его индивидуальным сознанием. И это последнее — лишь слабый отблеск абсолютных в своей полноте и истинности божественных идей. В сущности то же самое проповедует религия.

Иной позиции придерживаются материалисты. Они убеждены, что любые формы познания порождаются человеческим мозгом и в них отражается объективная реальность. Интенсивное изучение общественного сознания началось в процессе формирования развития философии марксизма. Понятия «общественное и «общественное сознание» впервые были определены в трудах Маркса и Энгельса. Они утверждали, что общественное является порождением и отражением общественного бытия или совокупности материальных общественных отношений. Общественное бытие первично, оно определяет общественное сознание. Но это не пассивное, зеркальное отражение. Общественное сознание активно воздействует на породившее его общественное бытие, обладает относительной самостоятельностью и собственной спецификой, которую невозможно непосредственно вывести из каких-то свойств общественного бытия.

В общественном сознании обобщается все типичное, существенное из того, что находится в сознании индивидов. Индивидуальное и общественное сознание не могут существовать друг без друга, но они и не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании, кроме общезначимого, много сугубо личного, интимного, неповторимого, и в этом отношении оно богаче общественного. Но с другой стороны, общественное сознание настолько богато содержанием, насыщено таким объемом информации, что просто не может «поместиться» в сознании отдельного, пусть гениального и обладающего феноменальной памятью человека. Индивидуальный тезаурус — набор известных человеку понятий (понятийный аппарат) и соответствующий словарный запас (лексикон) намного уступает общественному тезаурусу и лексикону, зафиксированным в энциклопедиях и толковых словарях.

Общественное сознание не существует без своего материального носителя, в качестве которого могут выступать различные знаковые системы.

В известном смысле общественное сознание существует независимо от индивидуального сознания, вернее, от сознания каждого отдельно взятого человека. В то же время формы общественного сознания должны восприниматься и пониматься индивидами, группами людей, а в конечном счете, большинством человечества. В противном случае они ничего не значат и по сути дела мертвы. Язык, на котором никто не говорит, это мертвый язык. А если его письмена не расшифрованы, они воспринимаются как бессмысленное сочетание знаков. Роман, который пылится на библиотечных полках, партитура оперы, которая никогда не исполнялась, и т.п. — все это отходы, издержки духовного производства. Когда общественные идеи и художественные образы живут в сознании и памяти общества, только тогда они являются функционирующим компонентом общественного сознания.

Общественное сознание, как и все на свете, подвержено неумолимому закону изменения и регулярной переоценке ценностей. Поэтому следует отличать теоретическую модель общественного сознания, являющуюся социологической абстракцией, от сознания общества, находящегося на конкретно-историческом этапе своего развития.

Уровни общественного сознания.

Общественное сознание представляет собой сложное системное образование, включающее различные уровни и формы. Как и всякое общее понятие, общественное сознание может делиться на виды по различным основаниям. Если взять в качестве основания глубину и обоснованность отражения объективного мира, включая общественное бытие, то общественное сознание делится на так называемое обыденное и теоретическое.

Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественое бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл буксует там, где человек сталкивается с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требуется теоретическое сознание — глубинный системным анализ, проникновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку, и не науку вообще, а специализированное научное знание.

Общественное сознание подразделяется также на общественнуюпсихологию и идеологию. Общественная психология возникает на основе практической, повседневной деятельности людей и в этом отношении ничем не отличается от обыденного сознания. Но кроме собственного знания, общественная психология включает в себя эмоционально окрашенное отношение и оценку социальных процессов и политических событий, а также общественных и политических деятелей, партий, течений и т.п.


страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач