Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Продолжение


Сознание человека, его психическая деятельность зависит от мозга. Это подтверждается, в частности, тем, что при серьезном повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность. При повреждении лобных долей человек не может контролировать свои действия. При повреждении затылочных долей нарушается ориентировка в пространстве. При отравлении алкоголем нарушается координация движения, происходит «помутнение» рассудка или даже «отключение» сознания. Пьянство, по словам Аристотеля, это добро вольное умопомешательство.

В нашу задачу не входит подробное описание строения головного мозга человека. Отметим только, что это чрезвычайно сложная функциональная система, состоящая из пяти крупных подсистем, каждая из которых имеет особую организацию и особы; функции. Например, кора больших полушарий головного мозга получившая у человека исключительно высокое развитие, представляет собой серое вещество, состоящее из нескольких слов нервных клеток (их насчитывается до 15 млрд). Площадь больших полушарий значительно увеличена многочисленными извилинами. Полушария, в свою очередь, делятся на области, «ответственные» за выполнение двигательной, речевой, зрительной слуховой и других функций. Видное место в исследовании работы головного мозга принадлежит отечественной физиологии, особенно учению И.П. Павлова. Павлов поставил задачу — экспериментально обосновать единство физиологического и психического, раскрыть сложным механизм духовной деятельности человека через изучение деятельности высших животных. Учение Павлова и его последователей явилось естественно-научным обоснованием положения о том, что психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарии головного мозга. Оно подтвердило материалистическое положение о мозге как материальном органе сознания и о сознании как функции мозга.

Важное значение для понимания психической деятельности человека, ее отличия от психики животных имеет учение Павлова о двух сигнальных системах. Если первая сигнальная система представляет собой реакцию нервной системы на непосредственное воздействие предметом внешнего мира, то вторая — это ре акция на слово, представляющее собой обобщающий сигнал, за меняющий конкретный предмет, «сигнал сигнала». Благодаря второй сигнальной системе у человека формируется абстрактно логическое мышление, которое принципиально отличает его мышления высших животных, обладающих лишь наглядно-образным, предметным мышлением.

Сознание как отражение.

Если сознание — свойство материального органа — мозга, то не является ли оно материальным? Утвердительно отвечали на этот вопрос немецкие философы середины XIX в. К Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт. Они рассматривали сознание как секрецию мозга.

Однако хотя психическая деятельность основывается на физиологических, биофизических, биохимических и других материальных процессах, она нематериальна. Это идеальная деятельность, сущностью которой является отражение объективного в идеальных образах, формирующихся в сознании. Вещи, свойства и отношения воздействуют на органы чувств. Полученные раздражения передаются по нервным каналам в кору больших полушарий головного мозга, где возникают материальные, физиологические процессы. Эти процессы являются материной основой ощущений, восприятий, представлений, составляющих основу абстрактного мышления. Благодаря языку идеальные образы возникают в результате воздействия не только реальных предметов, но и их «заместителей» — слов, воспринимаемых в устной или письменной форме.

Идеальные образы являются, следовательно, результатом взаимодействия объекта (или его «заместителя» — слова) с органами чувств. И хотя механизм преобразования материального в идеальное изучен пока недостаточно, есть основания утверждать, образ не обладает материальными свойствами ни отображаемо предмета, ни нервной системы и мозга. Восприятия, представления, понятия — это образы вещей, но не сами вещи.

Являясь высшей формой отражения, сознание развивалось из менее высоких форм в процессе длительной эволюции материи. В результате взаимодействия в неживой природе возникают «следы» во взаимодействующих предметах: «следы» стихийных явлений — пожаров, наводнений, землетрясений; оставленные на почве следы протекторов колес автомобиля, обуви и т.п. Эти «следы» могут рассматриваться как предпосылка более совершенных форм отражения.

Живые организмы обладают способностью взаимодействовать с внешней средой, получать необходимую для их жизнедеятельности информацию. Растения, простейшие одноклеточные организмы обладают раздражимостью: растения реагируют на изменения температуры, смену дня и ночи, времени года; амебы, туфельки и другие одноклеточные — на пищевой раздражитель. Это допсихическая форма отражения, физиологическая реакция, не связанная с формированием идеального образа.


страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач