Помнится, в
одной из научно-популярных книг по химии, коих я (Zomber) немало прочел,
рассказывалось об удивительных свойствах резины
- чудесного материала, получаемого вулканизацией
каучука. Рассказ был очень увлекателен, но вот
картинок, подтверждающих уникальность
материала, было мало.
А что делать современным преподавателям химии
при прохождении темы о каучуке и резине? Одним
прохладным летним деньком меня встревожила сия
мысль, ведь наглядность - важнейший элемент при
изучении нового материала. Ученики могут не
понять! :) Нужно помочь современным сенсеям.
И вот, мы с Kozjubr'ом
решили помочь с наглядным материалом всем
преподавателям, кои заинтересуются
нижепредставленным демонстрационным
экспериментом.
В качестве образца резины мы выбрали презерватив
ценовой категории "чуть выше среднего".
Теперь вспомним химию: важнейшим химическим
процессом при вулканизации каучука является
образование сшитой структуры. Следствием
образования этой сшитой структуры является
улучшение физико-механических свойств
материала, в частности - такого важного
показателя, как прочность.
Чтобы учебный материал усваивался легко, ученику
должно быть интересно. К сожалению, нам учителя
не показывали презервативов на уроке, но я
уверен, что показывая оный экспонат, нам легко
можно было бы объяснить сколь угодно сложную
тему :) И запомнилось бы надолго. Поэтому -
презерватив!
Итак, после рассказа про химизм процесса
вулканизации нужно продемонстрировать
прочность такого материала, как резина. После
небольшого вступления мы рекомендуем сказать,
что примером объекта из резины служит
презерватив и лихим движением руки вытащить из
кармана пачку контрацептивов. Далее, после
небольших комментариев, приступить к показу
вспомогательных реквизитов.
Нагрузку наглядно можно задать с помощью гири.
Для демонстрации того,
что стенки презерватива чрезвычайно тонкие мы
использовали магнитный толщиномер. Показываемые
им циферки соответствуют микронам.
Далее наш резиновый
друг был извлечен из упаковки и произведено
измерение толщины его стенки:
Таким образом, толщина
стенки презерватива составила 10 микрон. Много
это или мало? Чтобы лучше представить себе эту
величину можно привести следующий пример:
представить себе один миллиметр (обычно я себе
представляю его как одно деление на линейке).
Затем этот миллиметр поделить мысленно на 100
равных частей. Вот на одну такую часть и придется
10 микрон.
Теперь осталось продемонстрировать прочность
резинового материала со столь тонкими стенками.
Аккуратно натягиваем презерватив на гирю:
Совершив эту
ответственную операцию, приступаем к нагружению
материала.
Парящая в воздухе гиря
наглядно демонстрирует прочность изделия.
Несомненно, ученики придут в восторг от
осознания этого факта и начнут оживленно
обсуждать влияние типа вулканизатора и
температурного режима вулканизации на
прочностные характеристики получаемого
материала.
В заключение хотелось
бы отметить, что важным элементом преподавания
является выстраивание межпредметных связей,
структурирующих систему знаний ученика. Поэтому
презерватив, конечно, поможет проложить путь и к
биологии, и к физике. Рекомендуем обсудить
перспективы такой координации педагогических
усилий с преподавателями соответствующих
предметов.
Дорогой посетитель сайта, расскажи об этом интересном эксперименте своим друзьям - наверняка им будет любопытно! Вот ссылочка на страницу:
http://www.xenoid.ru/exclusive/exclusive_latex.php
|