Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки по предметам
Помощь в решении задач Эксклюзивные фотографии по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в меню технической энциклопедии

ИСТОРИЯ ФЛОТА

Флот Древнего Рима

Становление Рима как морской державы произошло к 509 г. До н. э. К этому времени римлянам удалось свергнуть своих Царей и установить республику. В 311 г. до н. э. государство располагало немногочисленным флотом. Очень часто суда погибали вместе с экипажами в результате шторма.

Римляне осознавали, что невозможно стать великой морской державой, не имея военных кораблей. Однажды им удалось захватить севшую на мель карфагенскую пентеру.

Карфагенская пентера
  • увеличено
  • Наняв в качестве помощников южноиталийских греков, они на собственных верфях за два месяца построили 120 аналогичных судов. Затем практически каждый римский моряк прошел краткий курс по судовождению и тактике ведения морского боя у этрусков.

    Ученые предполагают, что римским мастерам удалось построить большое количество судов за столь короткий срок потому, что они применили метод стандартизации, т. е. отдельные детали пентер изготавливали по образцу в разных мастерских, а затем свозили на верфи. Таким образом корабль собирался в максимально сжатые сроки.

    Уже через три месяца после постройки флота римляне одержали блестящую победу над пунийцами в морском сражении при Милах. В связи с этим торжественным событием в Риме воздвигли мраморную колонну Ростра. На ней закрепили 31 таран, которые были спилены с захваченных в плен судов противника.

    Вскоре флот древнего государства стал практически самым мощным. Римляне одерживали в морских сражениях одну победу за другой. В результате Карфаген навсегда утратил господство в Средиземном море, пунийцы стали подданными Рима, а с 238 г. до н. э. в состав империи вошли Корсика и Сардиния.

    Ко времени становления Рима как великой морской державы уже давно сложились основные типы боевых и торговых судов, были разработаны тактика и приемы ведения морского боя, известны основные принципы судовождения, доведена до совершенства основная движущая сила корабля — весло.

    Римляне осознавали, что преимущества перед противником они могут достигнуть лишь в том случае, если разработают что-то новое в судостроении и тактике боевых действий на море.

    Оригинальное решение было найдено. Зная силу своих легионов в пешем бою, римляне изобрели корвус (прочный переходной мостик), который позволял пехотинцам быстро перебраться на вражеский корабль в случае сближения с ним на достаточное расстояние. На изображено римское судно с корвусом.

    15. Римское судно с корвусом
  • увеличено
  • Один конец переходного мостика судостроители шарнирно крепили к палубе. Другой, заканчивающийся острыми металлическими штырями, с помощью горденя почти вертикально по отношению к палубе подтягивали к мачте.

    Принцип действия корвуса заключался в следующем: когда римский корабль сближался с вражеским, трос, удерживающий мостик, перерубали, и его часть, снабженная штырями, под собственной тяжестью врубалась в корпус судна противника.

    Римляне первыми сделали попытку классифицировать суда по различным признакам. Во-первых, они разделили их на палубные и беспалубные; гребные и управляемые шестом; с одним рядом весел и многорядные; килевые, с круглым днищем и плоскодонные.

    Плоскодонные корабли, которые имели маленькую осадку, низкий надводный борт, прочные и высокие полубак и полуют, были заимствованы у галлов. Малая осадка являлась недостатком судна, так как не позволяла эффективно применять таран. Его преимущество заключалось в прочном корпусе, который прекрасно защищал экипаж от обстрела неприятеля, и низком надводном борте, позволяющем в случае необходимости быстро выгрузиться.

    Во-вторых, корабли классифицировались на большие, средние и малые. Соответственно их называли нависами, навигиумами и навигиолумами. Все малые средства передвижения по воде именовались «навиями». Грузовместимость судна римляне измеряли амфорой (ее емкость составляла 26,6 л). Например, вместимость нависа была свыше 330 амфор.

    Существовала классификация кораблей по количеству рядов весел на борту. Судно с одним рядом именовалось монерой, с двумя — дикротом, или биремой, с тремя — триерой.

    Римляне также подразделяли суда на быстроходные, длинные, грузовые, торговые и пр.

    Римское торговое судно
  • увеличено
  • Быстроходные корабли (актуарии) римляне использовали как для несения дозорной службы, так и для перевозки грузов.

    На мелководье римляне использовали уменьшенную модификацию лемба — лембукуле, или ленункуле. В качестве разведывательного судна они применяли один из видов кораблей дозорной службы — спекулатория. Мускульная сила длинных кораблей (лонгов) состояла из 50 гребцов.

    Однако римский военный флот в качестве основной ударной силы против врагов, в основном пиратов, использовал лимбур-ны — одномачтовые парусные суда с одинаково заостренными обводами носа и кормы. Движущей силой корабля являлись три гребца на одно весло.

    Римляне довольно широко использовали технологии построения судов, которые были разработаны другими народами. Они создавали триеры, тетреры, пентеры и декеры, давая им свои названия — триремы, квадриремы, квинкверемы и декемремы. Не были переименованы только греческие гексеры и гептеры.

    Т

    ранспортные суда в древней империи именовались гаулами. В основном они передвигались за счет паруса. Заимствованный римлянами у жителей острова Крит керкур тоже относился к парусным кораблям. Он был намного легче гаулы, в связи с чем мог развить сравнительно высокую скорость хода.

    О

    собенность конструкции керкура заключалась в том, что его внутреннее корпусное пространство делилось палубами на трюм и два твиндека. Позже данный вид судна был заимствован европейскими государствами.

    В Римской империи существовали специальные корабли для перевозки лошадей и скота — гиппагины. Стройматериалы перевозились лапидариями. Корбиты, которые также называли ситаго-гами, использовались для транспортировки зерна. Ученые предполагают, что слово корбит с течением времени трансформировалось в «корвет». Обычные речные баржи — большие беспалубные суда, сколоченные из грубообработанной древесины, именовались в империи каудикариями.

    Римляне широко использовали миопароны — небольшие суденышки, принцип построения которых был заимствован у ки-ликийских пиратов. Корпус данного средства передвижения по воде создавался из плетеных прутьев, а обшивка делалась из необработанных шкур животных.

    Другой тип плетеного судна именовался в империи фаселой. Одни историки предполагают, что оно использовалось для увеселительных прогулок, а другие считают, что этот большой парусный корабль мог с легкостью конкурировать по своим качествам с лонгами.

    Моноксилами в древней империи называли обычные долбленки, т. е. средства передвижения по воде, которые выдалбливались из ствола одного дерева. К данному типу судов относили линтер-ны, линтрикулы, альвеусы, скафы и скафулы, барки, мускулусы, просумии, гесеореты, таламеги и пр. Как правило, они использовались для перевозки мелких партий грузов или в качестве спасательных шлюпок.

    В основном суда строили из кипариса, сосны, ели и дуба. У мастеров существовала традиция срубать деревья для постройки кораблей между 15-м и 22-м числами июля или августа. Затем они разделывали материал на доски и просушивали его.

    Детали судостроители скрепляли медными гвоздями (металлические использовались крайне редко, так как они быстро ржавели), а швы конопатили смоленой паклей. Корпус окрашивали горячим воском с добавлением красителей — энкаустиком.

    Чтобы черви-древоточцы не портили подводную часть конструкции, мастера обливали ее листовым свинцом или медью. Данные материалы дополнительно предохраняли корабль от обрастания ракушками и растениями. Корпусную обшивку крепили к шпангоутам деревянными гвоздями.

    В Риме верфь называли навале. Большие морские суда в древней империи строили уже со шпилевыми устройствами. Носовой швартовый конец римляне именовали анкорале, а кормовой — ора, на берегу их закрепляли к обитому металлом кусту свай — тонсиллу.

    Корабельный корпус в римском флоте назывался магалией (или мапалией); якорный канат — строфием; рулевое весло — губерна-кулум; лопасть рулевого весла — пером; лопасть обыкновенного весла — пальмой (или пальмулой); отверстие или трубу, через которую проходил баллер руля, — гельмпортом; гнездо для установки основания мачты — модием. Полезный объем судна именовался каверной, а помещение, которое в наши дни называют кают-компанией, — диаета.

    Практически все римские суда имели собственные имена. Обычно их называли в честь богов — «Зевс», «Борисфен» и т. д. Писать наименование на борту было не принято. Как правило, римляне зашифровывали его в корабельных атрибутах. Например, если на парусе изображали сову, то это означало, что корабль называется «Афина».

    Весла в сочетании с мускульной силой несомненно являлись важной движущей силой любого судна. Однако в штормовую погоду они были бесполезны. В этот момент моряки надеялись только на парус. Парусное вооружение римских кораблей было довольно сложное. Это позволяло плавать морякам круто к ветру (курсы бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд).

    Иногда римляне в дополнение к основному парусу (гроту) ставили марсель. При попутных ветрах сооружался долон, который также именовался артемоном, а на съемной мачте — бизань. При штормовом ветре моряки ограничивались только гротом. Особенность данного паруса заключалась в том, что его площадь, в случае необходимости, регулировалась.

    В военном флоте древней империи существовала группа людей, которая именовалась уринаторами. Они являлись подводными диверсантами. Но в их обязанности входили не только мероприятия по повреждению судов противника, но и по поиску оторвавшихся якорей, утонувших предметов и т. д. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ныряльщик — это очень древняя профессия.

    Как известно, римляне были большими охотниками до разнообразных зрелищ. Особый восторг у них вызывали бои гладиаторов. В 46 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь приказал устроить гладиаторский поединок не на суше, а на воде.

    Специально для этого на берегу Тибра вырыли искусственный водоем. В нем расположили египетские и тирийские военные суда с экипажами, полностью укомплектованными для ведения морского сражения. Успех зрелища был настолько велик, Что эту традицию в дальнейшем продолжали еще многие римские императоры.

    Обычно в сражениях принимали участие военные суда, отслужившие свой срок. Как правило, римляне использовали боевые Корабли в течение 6—8 лет. Затем они либо разбирали их на Детали, либо использовали для увеселительных мероприятий.

    Римская империя вошла в историю мировых цивилизаций как великая морская держава, которая обладала не только мощным военным, но и торговым флотом. Гигантский поток грузов вливался в Рим из Северной Африки, Передней Азии и Черноморской зоны. В свою очередь, торговые суда древней империи выходили даже за пределы Средиземного моря. Например, они совершали продолжительные морские путешествия для того, чтобы загрузиться в Британии цинком.

    Необходимо отметить, что открытия, сделанные римскими мастерами-корабелами, используются и в современном судостроении.

     

     

     

    Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
    если вам нужно быстро, подробно и недорого
    решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
    онлайн. См. раздел "Решение задач".

     

     

     

    Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

    Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
    Химия: решение задач