Бронеавтомобили
Машины этого типа создавались на специальных шасси АМО-Ф-15. Корпуса для этих
шасси, а также сборку производил Ижорский завод под Ленинградом, известный еще
в 1914-1919 гг. изготовлением и ремонтом бронеавтомобилей.
|
Машины БА-27 во время парада на Красной площади в Москве. 1929
г |
|
|
БА-27 на шасси АМО-Ф15. 1927 г. |
|
го модель БА-27 на шасси АМО-Ф-15 стала выпускаться малыми сериями с 1928
г. Машина имела клепаный кузов из броневых листов толщиной 4-7 мм и была вооружена
37-мм пушкой и пулеметом калибра 7,62, расположенным во вращающейся башне.
У шасси АМО-Ф-15 для БА-27 усилены рама и рессоры-ведь с бронекузовом, который
на них монтировал Ижорский завод, и вооружением боевая масса БА-27 составляла
4,4 т. Машину оборудовали электрическим стартером и освещением, дополнительным
баком, шинами увеличенного сечения, модернизированной системой охлаждения. В соответствии
с принятой посадкой водителя рулевая колонка получила больший наклон.
Машины БА-27 первых выпусков комплектовались вторым, задним, постом управления,
поэтому экипаж ее сначала состоял из четырех, а позже из трех человек. БА-27 развивал
скорость 40 км/ч.
Когда в Москве на заводе имени КИМ, а затем в Горьком на "Гудке Октября"
началась сборка грузовиков "Форд-АА", "Форд-Тимкен", их
шасси послужили для создания новых броневиков. Кузова БА-27 стали монтировать
в 1930 г. на шасси "Форд-АА", а с 1931 г. завод ставил переделанный
броне-корпус на шасси "Форд-Тимкен" - получилась модель БА-27М. Другая
модель 1 931 г. на том же шасси - Д-13 с запасными колесами, расположенными
вдоль бортов и имевшими возможность вращаться.
Активную роль в создании новых бронеавтомобилей играл на Ижорском заводе Н. И.
Дыренков. Человек с недюжинной смекалкой, он очень оперативно находил нужные технические
решения. Так, во время визита на завод одного из заместителей наркома обороны
в 1931 г. тот, просматривая в кабинете Дыренкова американский армейский журнал
"Арми Орднанс", обратил внимание хозяина кабинета на последние модели
бронеавтомобилей США. Они имели низкий силуэт и сильно наклоненные броневые листы,
способствующие рикошетированию пуль. Дыренков ответил, что работа над подобной
моделью у него уже идет и завтра он готов ее продемонстрировать.
|
БА-20 на шасси ГАЗ-М1. 1936 г. |
|
осле ухода гостя Дыренков распорядился снять легковой кузов со своего служебного
автомобиля, вызвал плотника и к вечеру на шасси уже стоял фанерный макет со следами
карандаша, которым изобретательный инженер размечал выкройки прямо по листам фанеры.
Затем подогнанный по шасси макет разобрали и по импровизированным фанерным лекалам
вырезали из бронелистов панели, собрали из них на каркасе кузов, установили на
шасси.
Самым трудоемким процессом оказалась сушка окрашенного масляной краской броневика
посредством паяльных ламп. Но к полудню Дыренков смог представить высокому гостю
готовый для пробных стрельб корпус Д-8, смонтированный на шасси.
Было бы ошибкой отождествлять проектирование боевой техники с подобными "показушными
действиями", но приведенный пример иллюстрирует оперативность и смекалку,
с которой создавались в предвоенные годы бронеавтомобили. Подчас рождались неожиданные
конструкции, но в потоке экспериментов довольно быстро удавалось нащупать правильное
направление.
С началом выпуска автомобилей ГАЗ-А на их базе стали создаваться и бронеавтомобили.
Так Д-8 (буква "Д" говорит о связи конструкции все с тем же Н. И. Дыренковым)
1931 г. имел очень низкий корпус с большим наклоном листов и... без башни. Вооружение
- два пулемета - размещалось в лобовом и кормовом листах. Машина получилась очень
легкая, массой всего 1580 кг, но мощность ее двигателя и проходимость были невысокими,
да и зона обстрела оказалась ограниченной. Идея тачанки времен гражданской войны
для бронеавтомобиля себя не оправдала.
В том же 1931 г. была создана модель Д-12, такая же, как Д-8, но с измененной
формой задней части корпуса, где стоял зенитный пулемет. В конечном счете с
1932 г. на смену Д-8 пришел броневик ФАЙ, который имел вращающуюся башню с пулеметом.
Машина стала выше (2240 мм вместо 1680 мм у Д-8), а масса ее выросла до 2000
кг. Позже, в 1938 г., шасси ГАЗ-А было заменено на ГАЗ-М1 и бронеавтомобиль
стал называться ФАИ-М.
И наконец в 1936 г. другой завод, но тоже на шасси ГАЗ-М1, организовал выпуск
машины БА-20. Его производство сохранялось вплоть до начала Великой Отечественной
войны, и эта модель, как и ее модернизированный вариант БА-20М, стала самой массовой
колесной боевой машиной Красной Армии.
БА-20 был оснащен пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной, усиленной
ходовой частью. Его сварной бронекорпус (толщина листов-4-6 мм) имел башню с одним
пулеметом. Боевая масса составляла 2300 кг, а наибольшая скорость-90 км/ч. Но
у машины были слабые вооружение и бро-незащита, недостаточные проходимость и тяговые
свойства (максимальный преодолеваемый подъем -15°). Модернизированный в 1938 г.
вариант БА-20М получил новую башню конической формы, радиостанцию (экипаж увеличился
до трех человек), дополнительный топливный бак. Это привело к увеличению до 2520
кг боевой массы со всеми вытекающими последствиями.
|
БА-10 на укороченном шасси ГАЗ-ААА. 1938 г |
|
|
БА-11 на укороченном шасси ЗИС-6. 1939 г. |
|
ем не менее попытки создания легких броневиков продолжались, так как армия
по-прежнему нуждалась в компактной разведывательно-связной машине. Были построены
и трехосные опытные образцы: на шасси ГАЗ-ТК в 1935 г., ГАЗ-21 и ГАЗ-22 в 1939
г., а затем в 1940 г. полноприводный ЛБ-НАТИ и в том же году ЛБ-62, тоже полноприводный,
но на базе опытного образца грузовика ГАЗ-62.
Оснащенный двигателем ГАЗ-11 мощностью 85 л. с., бронекузовом из листов толщиной
10-13 мм, тремя пулеметами (один - крупнокалиберный, 12,7 мм), ЛБ-62 оказался
удачной машиной. Его боевая масса составляла 5150 кг, и он уже не относился к
легким бронеавтомобилям. Скорость достигала 70 км/ч. Эту машину изготовили в 1940
г. в количестве 60 экземпляров, и она стала первым серийным советским полноприводным
автомобилем (выпуск ГАЗ-61 тогда еще не был начат).
Что касается тяжелых машин с пушечным вооружением, то они существовали в широком
разнообразии моделей, но, увы, только на базе узлов и агрегатов ГАЗ-ААА с двигателем
мощностью всего 50 л. с. и приводом на два задних моста. На Ижорском заводе
пушечные бронеавтомобили разрабатывались под руководством А. Д. Кузмина.
Первой серийной моделью, вооруженной пушкой калибра 45 мм стал в 1934 г. БА-3.
Он сохранял бортовые вращающиеся запасные колеса, съемные гусеничные цепи "Ове-ролл",
имел боевую массу 6000 кг, экипаж из четырех человек, 8-мм броню. Бронеавтомобиль
мог развивать скорость 45 км/ч. Он был вооружен пушкой в башне от танка Т-26
и двумя пулеметами. В дальнейшем огневая мощь бронеавтомобиля возросла, а сиетема
наводки оружия стала более современной. Но масса машины была чрезмерной. Поэтому
уже на следующий год появился БА-6, у которого даже при увеличенной до 9 мм
толщине брони масса была уменьшена на 880 кг. Это достигнуто благодаря тщательно
продуманной форме корпуса. В 1936 г. следующий этап - БА-6М с башней от танка
БТ-7, оснащенной радиостанцией, корпусом с 10-мм броней, 50-сильным двигателем
ГАЗ-М. Но масса не возросла: напротив, благодаря проработке деталей сократилась
уже до 4800 кг, а наибольшая скорость увеличилась до 52 км/ч. Параллельно выпускался
бронеавтомобиль БА-9, почти идентичный БА-6М, но вооруженный не пушкой и двумя
пулеметами калибра 7,62 мм, а одним крупнокалиберным пулеметом (12,7 мм) и одним
обычного калибра.
Шаг за шагом отрабатывая конструкцию, ижорцы пришли в 1938 г. к модели БА-10.
Ее особенности: укороченные рама и задняя часть кузова, усиленная балка передней
оси, гидравлические амортизаторы, увеличенная местами до 15 мм толщина бронелистов,
внутренние петли дверей вместо наружных, броневая защита фар, радиостанция и экранированное
электрооборудование. При длине 4655 мм, ширине 2070 мм, высоте 2210 мм боевая
масса БА-10 составляла 5140 кг. При 50-сильном двигателе бронеавтомобиль мог развивать
скорость 53 км/ч. Экипаж - четыре человека.
На БА-10М, модернизированной модели 1939 г., усовершенствовано рулевое управление,
усилена броне защита радиатора, установлена новая радиостанция.
Однако эта машина по опыту боевых действий в 1939 г. на Халхин-Голе оказалась
неэффективной. На переднем крае и в глубине обороны противника пушечные бронеавтомобили
БА-6 и БА-10 использовать было практически невозможно из-за их плохой проходимости.
В дальнейшем производство БА-10М было сокращено, а весной 1941 г. свернуто. Эти
и другие выводы из боевой практики заставили наших конструкторов обратиться к
полноприводным машинам.
Кроме этих моделей были изготовлены в 1939 г. трехосные бронеавтомобили БА-11
колесной формулы опять же 6X4 на базе узлов ЗИС-6. Вооруженные пушкой калибра
45 мм и двумя пулеметами в бронекорпусе из листов толщиной 13 мм, они оказались
весьма тяжелыми (8130 кг) и обладали, как и их предшественник 1935 г. (БА-5 на
шасси ЗИС-6), плохой проходимостью.
Среди работ по бронеавтомобилям представляют интерес выпущенные малыми сериями
плавающие машины ПБ-4 (1935 г.) и ПБ-7 (1937 г.) на базе агрегатов и узлов ГАЗ-ААА.
На воде они передвигались с помощью гребных винтов, обладали плохой маневренностью
на плаву и показали себя малонадежными.
Дальнейшие эксперименты в области бронеавтомобилей шли в направлении создания
санитарно-транспортной машины БА-22 (1939 г.) на шасси ГАЗ-ААА. В ее бронированном
корпусе размещалось десять человек и два человека экипажа. Масса БА-22 составляла
5240 кг, а скорость-40 км/ч. Другая машина - полугусеничный бронетранспортер Б-3
(1939 г.) на базе агрегатов ЗИС. Вооруженный пулеметом, он мог перевозить 12 человек.
Его масса уже превышала 7000 кг.
Небольшая партия полугусеничных бронеавтомобилей БА-30 на базе НАТИ-3 была построена
в 1937 г. и использовалась зимой 1940 г. во время финской кампании.
Любопытный факт, что некоторое количество бронеавтомобилей БА-20 и БА-10, захваченных
в качестве трофеев в 1940 г., использовались в дальнейшем финской армией. Первый
из них в количестве 22 единиц даже состоял на вооружении и отдельные экземпляры
использовались как учебные вплоть до начала пятидесятых годов. Машин БА-10 насчитывалось
меньше. На них оригинальные 50-сильные двигатели ГАЗ-M были заменены на 85-сильные
моторы "Форд-У8".
Завершая этот раздел, мы можем констатировать довольно широкое разнообразие конструкций,
созданных за очень короткий период. Поражает факт, как много из них было освоено
производством и причем в крайне сжатые сроки.
|