Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Справочная
Оценка Вашей красоты Софт в помощь учащимся
Вернуться в раздел "Сочинения"

 

Сочинение Пушкин А.С. - Тема свободы в лирике Пушкина


Тема: - Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (4)


   1. Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве А. С. Пушкина.

    2. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.

    3. Свободолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина.

    4. “...Вослед Радищеву восславил я свободу”.

    5. Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

    

    Проходят десятилетия, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. А. С. Пушкин провел в Царскосельском лицее шесть лет. Любовью лицеистов пользовались свободолюбивые педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо воспринимали идеи времени, критику крепостничества, защиту прав личности и свободы. Свое учебное заведение они называли лицейской республикой, а себя — республиканцами, и все страстно увлекались литературой. Уже в то время среди них выделялся поэт Пушкин. В эти годы Пушкин знакомится с произведениями Радищева, и в тот же период он сближается с вольнодумцем П. Я. Чаадаевым.

    В Петербурге этих лет общественно-политическая жизнь била ключом. И Пушкин активно включается в жизнь столицы. Он участвует в заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия посещает литературно-политический кружок “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы — М. Лунин, К. Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10—11-й главах “Евгения Онегина”. Пушкин был передовым поэтом того времени, он боролся за передовую, прогрессивную культуру и литературу, выступал против всего консервативного и реакционного.

    Под влиянием дворянских революционеров поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”. Пушкинская ода “Вольность” явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством. В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:

    

    Увы, куда ни брошу взор —

    Везде бичи, везде железы,

     Законов гибельный позор,

    Неволи немощные слезы.

    

    В стихотворении звучит угроза самодержавию, без всяких намеков поэт открыто призывает к восстанию:

    

    ...Тираны мира! трепещите!

    А вы мужайтесь и внемлите,

    Восстаньте, падшие рабы.

    

    Одним из лучших политических стихотворений этого периода является послание “К Чаадаеву”. Оба они мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется и оба они примут участие в разрушении “самовластья”. Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне “души прекрасные порывы”. Революционный долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой:

    

    Мы ждем с томленьем упованья

    Минуты вольности святой,

    Как ждет любовник молодой

    Минуты верного свиданья.

    

    Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:

    

    Товарищ, верь: взойдет она,

    Звезда пленительного счастья,

     Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья

    Напишут наши имена!

    

    Любовь к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. Выразительны метафоры: “Звезда пленительного счастья”, “Пока свободою горим”, “Обломки самовластья”, эмоциональны эпитеты “Нетерпеливою душой”, “Роковая власть”. В стихотворении много риторических предложений, они создают определенную эмоциональную окраску. Стихотворение насыщено политической лексикой: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”. Жанр стихотворения — дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей. Декабристы широко использовали послание как революционную прокламацию.

    Летом 1819 года Пушкин был в Михайловском и впервые наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что раньше представлялось из рассказов и книг, предстало перед удивленным взором поэта. И в 1819 году он пишет стихотворение “Деревня”. В стихотворении поставлен один из главных политических вопросов века. Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России. Голос поэта клеймит крепостное право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”. По стихотворению можно представить себе образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства. Поэт страстно желает помочь народу:

    

    О, если б голос мой умел сердца тревожить!

    

    Мечтает о свободной Родине:

    

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный.

    И рабство, падшее по манию царя,

    И над отечеством свободы просвещенной

    Взойдет ли наконец прекрасная заря?

    

    В рукописях стихотворения предпоследняя строчка была другой: “И рабство падшее и падшего царя”. “Деревня” также использовалась декабристами в агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал: “Не было живого человека, который не знал бы его стихов”. Политические стихи Пушкина того времени дополняются эпиграммами на Аракчеева, князя Голицына, Александра I, архимандрита Фотия.

    В стихотворении “Сказки” высмеиваются поведение царя и обещания Александра I, который создал революционный “Священный союз” с Австрией и Пруссией для подавления революционного движения в Европе: “И прусский и австрийский я сшил себе мундир”, а в то же время обещал провести целый ряд либеральных реформ, которые и не думал осуществлять:

    

    И людям все права людей...

    Отдам из доброй воли.

    

    В стихотворении Пушкина младенец Христос, “Спаситель”, наслушавшись этих обещаний, плачет от умиления:

    

    Неужто в самом деле?

     Неужто не шутя?

    

    И мать объясняет ему, что нечего верить этим словам царя, что все его обещания — это просто сказки для маленьких детей.

    По свидетельству современников, пушкинские стихи и эпиграммы, “наскоро на лоскутках бумаги карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть”.

    Молодой Пушкин нередко высказывал свои антимонархические убеждения, и Александр I сказал, что поэт “наводнил всю Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает”. И Пушкина сослали на юг России. Так поэт, не будучи членом тайного политического общества, первым подвергся гонению за пропаганду идей декабристов. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов и с их идейным руководителем Пестелем. К этому периоду относятся такие его вольнолюбивые стихи: “Кинжал”, “Узник”, “К Давыдову”. Стихотворение “Кинжал” — одно из наиболее острых политических произведений. Оно скоро стало известно всей России, хотя нигде напечатано не было. Гневные строки читались наизусть:

    

    Свободы тайный сторож,

    Карающий кинжал,

    Последний судия позора и обиды.

    

    Ссылка не смирила поэта, как надеялся царь: его революционные настроения все усиливались, и на юге было создано стихотворение “Узник”, отразившее мысли поэта о свободе. Пушкин рассказывает о себе, как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в тюрьме:

    

    Сижу за решеткой, в темнице сырой.

    

    Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе.

    Стремление к свободе — мечта поэта, выраженная в этом стихотворении. Последнее четверостишие звучит как призыв к свободе, к жизни на воле, к борьбе за это счастье:

    

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

    Туда, где за тучей белеет гора,

    Туда, где синеют морские края,

    Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..

    

    Не случайно мечты о свободе поэт выразил в образе молодого орла. Эта могучая, прекрасная птица плохо переносит неволю и гибнет. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти же мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение Еще при жизни поэта его стихотворение становится на-родной песней. В 1824 году, уезжая из Одессы, Пушкин прощался с морем: “Прощай, свободная стихия!” Главная мысль стихотворения “К морю” - человек и свобода Человек - это всякий мыслящий сын России, ненавидящий рабство, а свобода - пока еще только море. Другой свободы не было на родине Пушкина. Для поэта начиналась новая ссылка, Пушкин из Михайловского в 1825 году решил самовольно отправиться в Петербург. Он собирался попасть к Рылееву 13 декабря, однако вернулся с дороги. Он говорил друзьям: “Вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы с вами, мои милые”.

    С течением времени взгляды свои поэт не менял, желаемой свободы не чувствовал, тосковал по друзьям-декабристам. Несмотря на преследования, Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах жен декабристов в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них задушевное послание Пущину и стихи “В Сибирь”. Поэт призывает декабристов быть стойкими, гордыми своим делом, не показывать уныния и слабости перед врагом. “Дум высокое стремленье” — по мнению Пушкина, это благородные думы о свободе, о счастье народа. Поэт выражает утешение, сочувствие к ссыльным, но Пушкин верит, что “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни, дело их продолжают другие борцы за свободу. “Придет желанная пора”, когда Родина станет счастливой и свободной. Поэт — смелый человек, которого не смогли испугать никакие притеснения и ссылки. Он, верный друг, добрый и отзывчивый, не забывал своих друзей в несчастье и до конца остался верен своим мыслям и взглядам. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе правого дела:

    

    Оковы тяжкие падут,

    Темницы рухнут — и свобода

    Вас примет радостно у входа,

    И братья меч вам отдадут.

    

    От имени декабристов Пушкину ответил Одоевский:

    

    Наш скорбный труд не пропадет:

    Из искры возгорится пламя.

    

    Свое отношение к 14 декабря 1825 года Пушкин также выразил в стихотворении “Арион”, которое написано по случаю годовщины гибели пяти декабристов, повешенных царем. Поэт прибегает к иносказанию, так как в период николаевской реакции открыто высказать свои мысли было нельзя. Именно рассказ о чудесном спасении певца использовал Пушкин. В переносном смысле поэт изобразил свое участие в движении декабристов. “Нас было много на челне” — это указание на состав деятелей движения. У каждого из декабристов свое дело: “...иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны весла”. “Кормщик умный” — вероятно, это руководитель движения Пестель. О себе поэт говорит: “А я — беспечной веры полн, — пловцам я пел...”, “Вихорь шумный”, гибель и кормщика, и пловца — это иносказательно разгром восстания. Свое спасение Пушкин объясняет случайностью: во время восстания он находился в ссылке:

    

    Лишь я, таинственный певец,

    На берег выброшен грозою.

    

    В словах “таинственный певец” содержится намек на то, что среди современников стихи поэта распространялись тайно, часто даже без подписи.

    Идея стихотворения заключается в знаменитых словах: “Я гимны прежние пою”, в них выражена верность Пушкина взглядам и настроениям декабристов. Он не отрекся от своих передовых убеждений. “Арион” был анонимно опубликован в литературной газете Дельвига. Значение стихотворения в том, что в годы реакции Пушкин определяет свое место в борьбе за освобождение России. В первые годы после возвращения из ссылки поэт сохранил иллюзии свободы творчества, которые, однако, скоро исчезли, так как гонения и придирки не прекращались. Эти его настроения переданы в стихотворении “Предчувствие”:

    

    Снова тучи надо мною

    Собралися в вышине.

    Рок завистливой бедою

    Угрожает снова мне.

    

    С особой остротой Пушкин говорит в этот период о деспотизме. В 1828 году он создает стихотворение “Анчар”. В основу его названия легли сведения о ядовитом дереве. Дерево яда — анчар описывается в торжественных мрачных тонах. Этому способствуют эпитеты: “чахлая и скупая пустыня”, “почва, зноем раскаленная”, “зелень мрачная ветвей”; на символичность образа указано в самом начале стихотворения: “Стоит — один во всей вселенной”. Дерево губительно действует на все окружающее: “К нему и птица не летит, и тигр нейдет”. Его ядом поражаются воздух, почва: черный вихрь пустыни становится тлетворным, а песок — ядовитым. Невзирая на губительную силу анчара, человек-деспот посылает покорного раба к нему. Зависимость от тирана неизбежно ведет к гибели. Сила разоблачения в том, что поэт показал самое отвратительное в этой деспотической власти: губя человека, его заставляют служить уничтожению людей. Добытый яд князь разослал “соседям в чуждые пределы”. В стихотворении Пушкин аллегорически изобразил самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего смерть людям.

    Общественное значение вольнолюбивой лирики Пушкина было необыкновенно велико. По словам Герцена, в годы реакции, когда лучшими людьми России овладело отчаяние, “одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мученья, эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее, посылала свой голос отдаленному будущему”.

 

 

Решить химию
Если Вам нужно решить задачи по химии, выполнить контрольную работу, написать реферат и т. д., то Вам сюда

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач