Одним из основных методов проверки грамотности и качества изложения мыслей в средней школе является написание сочинений. И именно с ним связано большинство проблем учащихся. Там, где контрольная работа – это скрупулезное записывание под диктовку, а изложение – пересказ небольшого рассказа своими словами, сочинение – это собственные мысли по той или иной заданной теме, записанные внятно, связно и грамматически правильно.
И дело не в том, что учащиеся не могут стильно и содержательно выразить свое отношение. Просто основное большинство сочинений пишется по той или иной книге, так что некоторое время требуется, чтобы эту книгу прочесть. А абстрактные темы, какими бы интересными не были, часто не совпадают с внутренним состоянием учащегося на данный момент. В подобных условиях остается либо получать «неуд», либо… делать рерайт готового сочинения.
Что за фрукт такой "рерайт" и с чем едят?
Рерайт – это перепись готового текста своими словами с сохранением смысла и содержания. Возможно смещение акцентов, добавление нюансов или сокращение затянутостей. Рерайт в принципе легче сочинения уже тем, что заданная тема раскрыта, а точка зрения объяснена, требуется то же самое сказать по-другому.
Правильно сделанный рерайт не только удовлетворит требованиям самого взыскательного учителя – о нем даже не подумают, что это пересказ уже готового текста. Итак…
Качественный рерайт сочинения – пошаговая инструкция
С самого начала нужно уяснить, что рерайт сочинения – это не побуквенное изложение другого текста. Невозможно рассказать историю – а сочинение это всегда история – четко следуя заданному образцу. Шаг первый – сочинение нужно пару раз прочесть, вникнуть в содержание и понять, что хотел сказать автор. Если сочинение по книге, уяснить для себя, о чем она конкретно, то есть, кто был, что делал, и чем все закончилось. Если сочинение на абстрактную тему, попытаться примерить на себя точку зрения автора – чем она ближе, тем легче будет отрерайтить.
Шаг второй. Перерабатывать нужно не одно предложение за другим, а абзац за абзацем, а еще лучше – придерживаться основной идеи. Она может занимать и два и три абзаца, а может уместиться в нескольких предложениях. Необходимо вдумчиво прочитать все, что касается этой идеи и написать ее своими словами. Затем отвлечься, перечитать написанное и добавить то, что было упущено в прошлый раз. Потом вернуться к сочинению и проверить, не забыто ли что-нибудь важное. И так – абзац за абзацем, мысль за мыслью.
Шаг третий. Перечитать написанный текст. Исправить лексические и грамматические ошибки. Заменить одинаковые слова в рядом стоящих предложениях на синонимы или близкие по смыслу выражения. Сделать текст логически связным, цельным, с начальной и конечной мыслью. Постараться не упустить что-то решающее из исходного сочинения.
Наиболее частые ошибки при рерайте сочинения
Переписывание чужих сочинений и выдача их за свои – явление нередкое, и имеет ряд особенностей, по которым и узнают неоригинальную работу. Не имеет смысла пытаться передать ВСЕ из первоначальной работы – труд кропотливый и малоценный. Не стоит скрупулезно следить за количеством и последовательностью абзацев, сохранять размер предложений и точный объем сочинения. Главное – передача смысла, лексически и грамматически выверенный текст.
Не каждый может по заказу выдать свежий взгляд на известную книгу или проблему. Однако красивая речь и правильное письмо – обязательное требование к образованному человеку. А потому умение грамотно рерайтить – весьма полезный навык в жизни.
|