Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Русский язык

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

16. Основные способы словообразования в русском языке

В русском языке существует несколько способов образования слов. Новое слово может образоваться:

    1. путем придания старому нового значения, например: слово ясли первоначально означало “кормушка”, а в XX веке слово приобрело еще значение “для детей”;
    2. путем заимствования из других языков, например: слово танк было заимствовано из английского языка, а слово лапша - из тюркского языка;
    3. приставочным способом, например: рисовать - нарисовать, звучный - созвучный, ехать - приехать;
    4. суффиксальным способом, например: туман - туманный, читать - читатель, храбрый - храбрость;
    5. приставочно-суффиксальным способом, например: дорога - подорожник, море - приморский, служить - сослуживец;
    6. бессуфиксным способом, например: тишина - тишь, переходить - переход, заплывать - заплыв;
    7. путем перехода одной части речи в другую, например: учительская комната (прил.) - учительская (сущ.), больной человек (прил.) - больной записался на прием (сущ.), блестящий на солнце (прич.) - блестящий результат (прил.);
    8. путем сложения слов, например: школа-интернат, диван-кровать;
    9. путем сложения слов с помощью соединительных гласных о и е, например: пар + возить = паровоз, лес + степь = лесостепь;
    10. путем сложения сокращенных слов, например: медицинская сестра - медсестра, половина дыни - полдыни;
    11. путем сложения начальных букв слов, например: Московский Государственный Университет - МГУ, Российская Федерация - РФ;
    12. путем слияния слов, из словосочетаний, например: трудно доступный - труднодоступный, вечно зеленый - вечнозеленый, железная дорога - железнодорожный.

17. Словообразование имен существительных.

В большинстве случаев имена существительные образуются от существительных, прилагательных, числительных, глаголов:

    1. приставочным способом, например: погода - непогода, класс - подкласс;
    2. суффиксальным способом, например: читать - читатель, храбрый - храбрость;
    3. приставочно-суффиксальным способом, например: дорога - подорожник, служить - сослуживец;
    4. бессуфиксным способом, например: тишина - тишь, переходить - переход;
    5. путем перехода одной части речи в другую, например: учительская комната (прил.) - учительская (сущ.), больной человек (прил.) - больной записался на прием (сущ.);
    6. путем сложения слов, например: школа-интернат, диван-кровать;
    7. путем сложения слов с помощью соединительных гласных о и е, например: пар + возить = паровоз, лес + степь = лесостепь;
    8. путем сложения сокращенных слов, например: медицинская сестра - медсестра, заведующий учебной частью - завуч;
    9. путем сложения начальных букв слов, например: Московский Государственный Университет - МГУ, Российская Федерация - РФ;
    10. путем сочетания существительных с предлогами, например: под снегом - подснежник, за рекой - заречье (при этом бывшие предлоги становятся приставками).

18. Словообразование имен прилагательных.

Имена прилагательные образуются от прилагательных, существительных, глаголов:

    1. приставочным способом, например: звучный - созвучный, хороший - прехороший;
    2. суффиксальным способом, например: туман - туманный, красный - красноватый, труд - трудовой;
    3. приставочно-суффиксальным способом, например: море - приморский, избежать - неизбежный;
    4. путем перехода одной части речи в другую, например: первый номер (числит.) - первый ученик (прил.), блестящий на солнце (прич.) - блестящий результат (прил);
    5. путем сложения основ без суффикса и с прибавлением суффикса, например: новый год - новогодний, семь метров - семиметровый, железная дорога - железнодорожный;
    6. путем слияния слов, например: трудно доступный - труднодоступный, вечно зеленый - вечнозеленый.

19. Словообразование имен числительных.

Имена числительные образуются всего двумя способами:

    1. суффиксальным способом, например: один - одиннадцать, три - тридцать;
    2. путем сложения слов, например: четыре + сто = четыреста, пять + десять = пятьдесят.

20. Словообразование глаголов.

Глаголы обычно образуются от глаголов, существительных, прилагательных и числительных:

    1. приставочным способом, например: рисовать - нарисовать, ехать - приехать;
    2. суффиксальным способом, например: синий - синеть, белый - белить;
    3. приставочно-суффиксальным способом, например: столб - застолбить, трое - утроить.

Примечание. Особые формы глагола - причастия и деепричастия - образуются только суффиксальным способом, например: читать - читающий - читая.

21. Словообразование местоимений.

Местоимения образуются только от других местоимений:

    1. приставочным способом, например: кем - никем, как - кое-как, сколько - несколько;
    2. суффиксальным способом, например: кто - кто-нибудь, что - что-либо, как - как-то.

22. Словообразование причастий.

Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ-(-ящ-) (от глаголов II спряжения), например: слушать - слушают - слушающий.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш-, -ш-. Суффикс -вш- присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс -ш- - к основам, которые оканчиваются на согласную, например: расколоть - расколовший, нести - несший.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем-(-ом-) (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения), например: читают - читаемый, гонят - гонимый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-) и -т-, например: построить - построенный, прочитать - прочитанный. При помощи суффикса -нн- причастия образуются только от основ глаголов на -ать (-ять). Конечная гласная основы глагола в неопределенной форме перед суффиксом -енн- (-ённ-) обычно отсекается.

23. Словообразование деепричастий.

- Образование деепричастий.

Деепричастия несовершенного вида образуются обычно от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса -а- (-я-), например: кричат - крича, глядят - глядя.

Примечание. От некоторых глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются, например: пахать, печь, шить, петь, плясать.

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов -в-, -вши-, -ши-, например: замахнуться - замахнувшись, испечь - испекши. А также они образуются от основы будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а-(-я-), например: замечу - заметя, прищурятся - прищурясь.

24. Словообразование наречий.

Наречия обычно образуются от наречий, существительных, прилагательных, числительных, глаголов, местоимений:

    1. приставочным способом, например: ныне - отныне, долго - надолго;
    2. суффиксальным способом, например: храбрый - храбро, четыре - четырежды, где - где-нибудь;
    3. приставочно-суффиксальным способом, например: старый - по-старому, второй - во-вторых;
    4. путем перехода одной части речи в другую, например: стоя у двери (дееприч.) - разговаривать стоя (нареч.);

25. Словообразование служебных частей речи.

- Словообразование предлогов.

Предлоги образуются всего двумя способами:

    1. путем сложения слов, например: иметь в виду - ввиду плохого самочувствия, на счет банка - выяснить насчет работы;
    2. путем перехода одной части речи в другую, например: благодаря учителя за помощь - благодаря счастливому случаю.

- Словообразование союзов.

Союзы образуются всего двумя способами:

1) путем сложения слов, например: потому что, зато, также;

2) путем перехода одной части речи в другую, например: Кто пришел? - Я не видел, кто пришел.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач