Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.
Главная страница | Шпаргалки |
Решение задач | Эксклюзивные фото по химии |
Сочинения (более 4000) | Юмор из жизни учащихся |
Вернуться в раздел "Учебные материалы" |
Русский язык
СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
16. Основные способы словообразования в русском языке
В русском языке существует несколько способов образования слов. Новое слово может образоваться:
- путем придания старому нового значения, например: слово ясли первоначально означало “кормушка”, а в XX веке слово приобрело еще значение “для детей”;
- путем заимствования из других языков, например: слово танк было заимствовано из английского языка, а слово лапша - из тюркского языка;
- приставочным способом, например: рисовать - нарисовать, звучный - созвучный, ехать - приехать;
- суффиксальным способом, например: туман - туманный, читать - читатель, храбрый - храбрость ;
- приставочно-суффиксальным способом, например: дорога - подорожник , море - приморский, служить - сослуживец;
- бессуфиксным способом, например: тишина - тишь , переходить - переход, заплывать - заплыв;
- путем перехода одной части речи в другую, например: учительская комната (прил.) - учительская (сущ.), больной человек (прил.) - больной записался на прием (сущ.), блестящий на солнце (прич.) - блестящий результат (прил.);
- путем сложения слов, например: школа-интернат, диван-кровать;
- путем сложения слов с помощью соединительных гласных о и е, например: пар + возить = паровоз, лес + степь = лесостепь ;
- путем сложения сокращенных слов, например: медицинская сестра - медсестра, половина дыни - полдыни;
- путем сложения начальных букв слов, например: Московский Государственный Университет - МГУ, Российская Федерация - РФ;
- путем слияния слов, из словосочетаний, например: трудно доступный - труднодоступный, вечно зеленый - вечнозеленый, железная дорога - железнодорожный.
17. Словообразование имен существительных.
В большинстве случаев имена существительные образуются от существительных, прилагательных, числительных, глаголов:
- приставочным способом, например: погода - непогода, класс - подкласс;
- суффиксальным способом, например: читать - читатель, храбрый - храбрость ;
- приставочно-суффиксальным способом, например: дорога - подорожник, служить - сослуживец;
- бессуфиксным способом, например: тишина - тишь, переходить - переход;
- путем перехода одной части речи в другую, например: учительская комната (прил.) - учительская (сущ.), больной человек (прил.) - больной записался на прием (сущ.);
- путем сложения слов, например: школа-интернат, диван-кровать ;
- путем сложения слов с помощью соединительных гласных о и е, например: пар + возить = паровоз, лес + степь = лесостепь ;
- путем сложения сокращенных слов, например: медицинская сестра - медсестра, заведующий учебной частью - завуч;
- путем сложения начальных букв слов, например: Московский Государственный Университет - МГУ, Российская Федерация - РФ;
- путем сочетания существительных с предлогами, например: под снегом - подснежник, за рекой - заречье (при этом бывшие предлоги становятся приставками).
18. Словообразование имен прилагательных.
Имена прилагательные образуются от прилагательных, существительных, глаголов:
- приставочным способом, например: звучный - созвучный, хороший - прехороший;
- суффиксальным способом, например: туман - туманный, красный - красноватый, труд - трудовой;
- приставочно-суффиксальным способом, например: море - приморский, избежать - неизбежный;
- путем перехода одной части речи в другую, например: первый номер (числит.) - первый ученик (прил.), блестящий на солнце (прич.) - блестящий результат (прил);
- путем сложения основ без суффикса и с прибавлением суффикса, например: новый год - новогодний, семь метров - семиметровый, железная дорога - железнодорожный;
- путем слияния слов, например: трудно доступный - труднодоступный, вечно зеленый - вечнозеленый.
19. Словообразование имен числительных.
Имена числительные образуются всего двумя способами:
- суффиксальным способом, например: один - одиннадцать
20. Словообразование глаголов.
Глаголы обычно образуются от глаголов, существительных, прилагательных и числительных:
- приставочным способом, например: рисовать - нарисовать, ехать - приехать;
- суффиксальным способом, например: синий - синеть , белый - белить;
- приставочно-суффиксальным способом, например: столб - застолбить, трое - утроить.
Примечание. Особые формы глагола - причастия и деепричастия - образуются только суффиксальным способом, например: читать - читающий
- читая.21. Словообразование местоимений.
Местоимения образуются только от других местоимений:
- приставочным способом, например: кем - никем, как - кое-как, сколько - несколько;
- суффиксальным способом, например: кто - кто-нибудь, что - что -либо, как - как-то.
22. Словообразование причастий.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ-(-ящ-) (от глаголов II спряжения), например: слушать - слушают - слушающий.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш-, -ш-. Суффикс -вш- присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс -ш- - к основам, которые оканчиваются на согласную, например: расколоть - расколовший, нести - несший.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем-(-ом-) (от глаголов
I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения), например: читают - читаемый, гонят - гонимый.Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-) и -т-, например: построить - построенный
, прочитать - прочитанный. При помощи суффикса -нн- причастия образуются только от основ глаголов на -ать (-ять). Конечная гласная основы глагола в неопределенной форме перед суффиксом -енн- (-ённ-) обычно отсекается.23. Словообразование деепричастий.
- Образование деепричастий.
Деепричастия несовершенного вида образуются обычно от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса -а- (-я-), например: кричат - крича, глядят - глядя.
Примечание
. От некоторых глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются, например: пахать, печь, шить, петь, плясать.Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов -в-, -вши-, -ши-, например: замахнуться - замахнувшись, испечь - испекши. А также они образуются от основы будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а-(-я-), например: замечу - заметя, прищурятся - прищурясь.
24. Словообразование наречий.
Наречия обычно образуются от наречий, существительных, прилагательных, числительных, глаголов, местоимений:
- приставочным способом, например: ныне - отныне, долго - надолго;
- суффиксальным способом, например: храбрый - храбро, четыре - четырежды, где - где-нибудь;
- приставочно-суффиксальным способом, например: старый - по-старому, второй - во-вторых;
- путем перехода одной части речи в другую, например: стоя у двери (дееприч.) - разговаривать стоя (нареч.);
25. Словообразование служебных частей речи.
- Словообразование предлогов.
Предлоги образуются всего двумя способами:
- путем сложения слов, например: иметь в виду - ввиду плохого самочувствия, на счет банка - выяснить насчет работы;
- путем перехода одной части речи в другую, например: благодаря учителя за помощь - благодаря счастливому случаю.
- Словообразование союзов.
Союзы образуются всего двумя способами:
1) путем сложения слов, например: потому что, зато, также;
2) путем перехода одной части речи в другую, например: Кто пришел? - Я не видел, кто пришел.
|
Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0: |
|
Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0
Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач