Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.
Главная страница | Шпаргалки |
Решение задач | Эксклюзивные фото по химии |
Сочинения (более 4000) | Юмор из жизни учащихся |
Вернуться в раздел "Учебные материалы" |
Русский язык
СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Минимальные значимые части слова
- Корень.
Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными, например: мир, мирить, перемирие, мирный, примирить.
Следует различать омонимичные корни, например:
вода, водяной, водный, подводник;
водить, проводник, вывод, приводить
.Слова в обеих цепочках имеют один и тот же корень -вод-, но эти два корня разные по значению, и потому слова из разных групп не являются однокоренными.
Слово может состоять из одного корня, например: округ, проверка; и из двух корней, например: книгохранилище
, водопад.- Приставка.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки образуют слова с новым значением, например: от слова бежать при помощи приставок в- и вы- можно образовать глаголы вбежать и выбежать, которые будут указывать на направление движения. В слове могут быть не одна, а две или более приставок, например: пере-про-верка, без-вы-ходная (ситуация).
Большинство приставок в русском языке имеет исконно русское происхождение, например: о-, от-, под-, над-, пере-. Меньший объем занимают иноязычные приставки, например: а-, анти-, интер-, ультра-, экс-.
Среди приставок можно выделить синонимичные и антонимичные ряды. Например: пре-, наи-, рас-, сверх-
(прекрасный, наисвежайший, расчудесный, сверхмощный). Данные приставки имеют значение “чего-то очень хорошего, самого лучшего”. А приставки при-, у- (прилететь - улететь) имеют антонимическое значение.В некоторых словах по историческим причинам приставки срослись с корнями и потому уже не выделяются в качестве префиксов, например: достать, позвонок.
- Суффикс.
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. Например: от слова учить с помощью суффикса -тель- можно образовать существительное учитель. Суффиксы служат как для образования новых слов, так и для образования форм слов, например: пламя (им.п.) - пламени (р.п.), холодный - холоднее (сравн.степень).
В слове положение суффикса относительно корня может быть различным. Обычно суффикс располагается после корня или после другого суффикса и перед окончанием (если оно наблюдается), например: расчетливый - расчетливость. Но в некоторых словах суффикс может находиться после окончания, в таких случаях он носит название постфикса, например: мылась, плывите. Всего в русском языке два постфикса: -ся (-сь) и -те. Постфикс -те используется в глаголах в форме второго лица множественного числа повелительного наклонения, например: гребите, бегите; и в форме первого лица множественного числа настоящего и будущего времени повелительного наклонения, например: пойдёмте, поедемте. Постфикс -ся (-сь) используется в глаголах, причастиях и деепричастиях, например: моешься, мывшийся, моясь.
- Интерфикс.
Интерфикс - это соединительная гласная о или е, которая связывает простые основы в составе сложной и указывает на связь значений, которые в этих основах заключены, например: лесозаготовка, паровоз.
- Постфикс.
В некоторых словах суффикс может находиться после окончания, в таких случаях он носит название постфикса, например: мылась, плывите. Всего в русском языке два постфикса: -ся (-сь) и -те. Постфикс -те используется в глаголах в форме второго лица множественного числа повелительного наклонения, например: гребите, бегите; и в форме первого лица множественного числа настоящего и будущего времени повелительного наклонения, например: пойдёмте, поедемте. Постфикс -ся (-сь) используется в глаголах, причастиях и деепричастиях, например: моешься, мывшийся, моясь.
- Основа слова и окончание.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание отвечает за грамматическое значение слова.
Окончания выражают грамматические значения:
- падежа и числа - у имен числительных и личных местоимений;
- рода, падежа и числа - у имен существительных, прилагательных, причастий, некоторых местоимений;
- лица и числа - у глаголов в настоящем и будущем времени;
- рода и числа - у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных.
Среди окончаний слова может быть нулевое окончание, то есть такое, которое не выражено звуками и на письме не обозначено буквой. Его мы можем обнаружить при сравнении форм слова. Например: квартал
_, квартала, кварталу, кварталом. В первой форме - нулевое окончание. В данном случае оно образует форму именительного падежа единственного числа имени существительного мужского рода второго склонения. Также нулевое окончание может обнаруживаться у имен существительных в форме родительного падежа множественного числа (гор_ - горы), у кратких прилагательных в форме мужского рода (красив_ - красивый), у глаголов в форме мужского рода прошедшего времени (пел_ - пела) и т.д.Основа слова - это часть слова без окончания, например: грузовой - грузового (основа грузов-). В основу входят приставка, корень и суффикс (у-вид-ев
). Изменяемые слова состоят из основы и окончания (сидела, шумит, зеленый), а неизменяемые - только из основы (вероятно, слушая, вчера). В основе слова заключено его лексическое значение.Существуют непроизводные и производные основы. Производные основы образуются от непроизводных. Например: береза - березка. В данном примере основа березк образовалась от непроизводной основы берез. Производные основы могут образовываться при помощи различных приставок и суффиксов. Иными словами, в производной основе можно выделить более мелкие значимые части (приставки, корни, суффиксы), а в непроизводной - нельзя.
|
Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0: |
|
Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0
Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач