Составители:
Грибанов Василий, Фёдоров Максим
Демонстрация 1:
Доказательство структурной формулы спирта
Реактивы: Спирт
(желательно 100%), натрий металлический,
перманганат калия.
Оборудование: Прибор для получения газов
Методика:
В прибор для получения газов кладут
предварительно отрезанный и очищенный от пленки
и керосина ку-сочек натрия (маленький!) и
добавляют 30 мл спирта. Начинается довольно
бурное взаимодействие двух ве-ществ.
Образующийся при взаимодействии газ сначала
пропускают через подкисленный раствор
перманганата калия (убеждаются, что это ни
ацетилен, ни этилен). Затем наполняют газом
перевернутую вверх пробирку и под-жигают.
Убеждаются, что это водород.
На основании опыта, модно вывести структурную
формулу этилового спирта, зная его
брутто-формулу. Можно предложить для него две
структуры (1) и (2):
СН3 - О - СН3 (1) и СН3-СН2-ОН
(2)
Учащимся предлагают проанализировать эти
структуры: Структура (1) содержит в себе два
одинаковых, т.е. равноценных радикала СН3,
соединенных между собой с по-мощью кислорода.
Очевидно, что атомы водорода этих радикалов не
сильно отличаются от аналогичных водоро-дов в
алканах и, следовательно, будут неспособны к
замещению.
Структура (2) содержит в себе радикал, связанный
со знакомой уже учащимся из курса неорганической
химии группой -ОН. Следует напомнить, что вода
также содержит группу -ОН и что вода способна
реагировать с натрием с выделением водорода.
Отсюда простой и логичный вывод: раз спирты
реагируют с натрием подобно воде, их структуры
аналогичны её структуре.
Такое обоснование позволяет избежать постановки
количественного эксперимента, который
предлагается многими авторами.
Реакция: 2C2H5OH + 2Na = 2C2H5ONa
+ H2
Демонстрация 2: Горение этанола
Реактивы: серная
кислота конц., перманганат калия, спирт.
Оборудование: Спиртовка, стеклянные
пластинки, стеклянные палочки
Методика:
Горение спирта в принципе, не нуждается в
демонстрации, однако если этот опыт поставить
эффектно, то можно произвести благоприятное
впечатление на учащихся, а заодно повторить курс
неорганической химии.
На стеклянную или фарфоровую пластинку наносят
немного кристалликов перманганата калия и
прикаса-ются к ним стеклянной палочкой,
смоченной в серной кислоте.
При этом образуется сильный, и к тому же
взрывоопасный (!) окислитель - оксид марганца (VII).
Далее, стеклянную палочку подносят к фитилю
спиртовки (фитиль должен быть мокрым), при этом
спирт загорается.
Реакции:
2KMnO4 + H2SO4 = Mn2O7 + H2O
+ K2SO4
2C2H5OH + 2O2 = 4CO2 + 6H2O + Q
Демонстрация 3: Качественная реакция на
многоатомные спирты
Реактивы: Глицерин
(при отсутствии можно заменить сахорозой),
раствор сульфата меди, гидроксида натрия.
Оборудование: Демонстрационные цилиндры
Методика:
В демонстрационную пробирку или цилиндр
наливают немного глицерина (обратить внимание
учащихся на вязкость глицерина - причины: обилие
водородных связей, "маслообразность" -
влияние углеводородной це-пи) и разбавляют водой.
В другом цилиндре готовят осадок гидроксида
меди, смешивая растворы гидроксида на-трия и
сульфата меди. Содержимое цилиндров сливают
вместе и перемешивают. Наблюдают образование
со-единения с красивой, "васильковой"
окраской.
При подготовке учащихся к практическим работам
опыт показывают в другой последовательности. В
про-бирку наливают раствор глицерина, добавляют
гидроксид натрия (должен быть избыток), а затем
сульфат меди. В этом случае, также наблюдается
"васильковая" окраска, однако образование
гидроксида меди не происходит, проведение опыта
сильно упрощается, что важно для проведения
практических работ.
Реакция:
CH2CHCH2(OH)3 + Cu(OH)2 = CH2CHCH2(OH)O2Cu
(уравнение дано в упрощённом виде)
Демонстрация 4: Химические и физические свойства
фенола
Реактивы: Фенол,
лакмус или метилоранж, гидроксид натрия, соляная
кислота, бромная вода, азотная кислота, хло-рид
железа (III)
Оборудование: Химические стаканы,
демонстрационные пробирки, пробиркодержатель,
спиртовка
Методика:
1. К воде, налитой в химический стакан, прибавляют
с помощью шпателя фенол и перемешивают смесь.
Констатируют образование эмульсии, которая
вскоре расслаивается. Объясняют, что нижний слой
- рас-твор воды в феноле, верхний - раствор фенола
в воде.
2. К части эмульсии полученной в предыдущем опыте
прибавляют какой-нибудь индикатор. Среда -
кислая. Значит фенол - кислота. Чтобы это
подтвердить, к эмульсии прибавляют
концентрированный раствор гидроксида натрия.
Раствор становится прозрачным. На доске пишут
соответствующую реакцию. Теперь, к полученному
раствору фенолята натрия приливают раствор
соляной кислоты. Снова образуется эмуль-сия,
пишут уравнение, делают вывод о том, что фенол -
кислота слабая.
3. Эмульсию фенола смешивают в демонстрационной
пробирке с бромной водой. Выпадает белый осадок
трибромфенола. Пишут реакцию, рассматривают
взаимное влияние фенил-радикала и ОН-группы друг
на друга.
4. Нитрование фенола. Опыт также иллюстрирует
о,п-замещение в феноле. В пробирку насыпают
немного фенола и расплавляют его (при этом
демонстрируется его легкоплавкость - т.пл. 40 0С).
После плавления смесь выливают в химический
стакан с раствором азотной кислоты (2:3). При этом
образуются различные продукты, в частности -
пикриновая кислота (2,4,6-тринитрофенол -
пикриновая кислота).
5. Качественная реакция на фенолы. Все фенолы с
хлоридом железа (III) дают фиолетовое окрашивание.
Практическая работа 2: Качественное определение
спиртов и фенолов
Реактивы: Парафин,
оксид меди (2), сульфат меди (безводный),
известковая вода.
Оборудование: Пробирки, штатив
(штатив-держатель), пробка с газоотводной
трубкой, спиртовка
Методика:
Задание: В трех предложенных вам пробирках
находятся следующие вещества:
а) фенол
б) этанол
в) пропантриол-1,2,3
Используя предложенные реактивы, определите
содержимое каждой пробирки
Реактивы: Растворы гидроксида натрия, сульфата
меди (II), хлорида железа (III).
|