Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...


Главная страница
Форум
Решение задач
Софт
Сочинения
Шпаргалки
Химические элементы
Техно энциклопедия
Учебные материалы
Стандарты образования
Справочная
Юмор
Эксклюзивные фото
Оценка Вашей красоты
  
О проекте
Новости сайта
Контакты
Реклама

 

 


Школьный эксперимент: спирты

Составители: Грибанов Василий, Фёдоров Максим

Демонстрация 1: Доказательство структурной формулы спирта

Реактивы: Спирт (желательно 100%), натрий металлический, перманганат калия.
Оборудование: Прибор для получения газов
Методика:
В прибор для получения газов кладут предварительно отрезанный и очищенный от пленки и керосина ку-сочек натрия (маленький!) и добавляют 30 мл спирта. Начинается довольно бурное взаимодействие двух ве-ществ. Образующийся при взаимодействии газ сначала пропускают через подкисленный раствор перманганата калия (убеждаются, что это ни ацетилен, ни этилен). Затем наполняют газом перевернутую вверх пробирку и под-жигают. Убеждаются, что это водород.
На основании опыта, модно вывести структурную формулу этилового спирта, зная его брутто-формулу. Можно предложить для него две структуры (1) и (2):
СН3 - О - СН3 (1) и СН3-СН2-ОН (2)
Учащимся предлагают проанализировать эти структуры: Структура (1) содержит в себе два одинаковых, т.е. равноценных радикала СН3, соединенных между собой с по-мощью кислорода. Очевидно, что атомы водорода этих радикалов не сильно отличаются от аналогичных водоро-дов в алканах и, следовательно, будут неспособны к замещению.
Структура (2) содержит в себе радикал, связанный со знакомой уже учащимся из курса неорганической химии группой -ОН. Следует напомнить, что вода также содержит группу -ОН и что вода способна реагировать с натрием с выделением водорода. Отсюда простой и логичный вывод: раз спирты реагируют с натрием подобно воде, их структуры аналогичны её структуре.
Такое обоснование позволяет избежать постановки количественного эксперимента, который предлагается многими авторами.
Реакция: 2C2H5OH + 2Na = 2C2H5ONa + H2


Демонстрация 2: Горение этанола

Реактивы: серная кислота конц., перманганат калия, спирт.
Оборудование: Спиртовка, стеклянные пластинки, стеклянные палочки
Методика:
Горение спирта в принципе, не нуждается в демонстрации, однако если этот опыт поставить эффектно, то можно произвести благоприятное впечатление на учащихся, а заодно повторить курс неорганической химии.
На стеклянную или фарфоровую пластинку наносят немного кристалликов перманганата калия и прикаса-ются к ним стеклянной палочкой, смоченной в серной кислоте.
При этом образуется сильный, и к тому же взрывоопасный (!) окислитель - оксид марганца (VII).
Далее, стеклянную палочку подносят к фитилю спиртовки (фитиль должен быть мокрым), при этом спирт загорается.
Реакции:
2KMnO4 + H2SO4 = Mn2O7 + H2O + K2SO4
2C2H5OH + 2O2 = 4CO2 + 6H2O + Q


Демонстрация 3: Качественная реакция на многоатомные спирты

Реактивы: Глицерин (при отсутствии можно заменить сахорозой), раствор сульфата меди, гидроксида натрия.
Оборудование: Демонстрационные цилиндры
Методика:
В демонстрационную пробирку или цилиндр наливают немного глицерина (обратить внимание учащихся на вязкость глицерина - причины: обилие водородных связей, "маслообразность" - влияние углеводородной це-пи) и разбавляют водой. В другом цилиндре готовят осадок гидроксида меди, смешивая растворы гидроксида на-трия и сульфата меди. Содержимое цилиндров сливают вместе и перемешивают. Наблюдают образование со-единения с красивой, "васильковой" окраской.
При подготовке учащихся к практическим работам опыт показывают в другой последовательности. В про-бирку наливают раствор глицерина, добавляют гидроксид натрия (должен быть избыток), а затем сульфат меди. В этом случае, также наблюдается "васильковая" окраска, однако образование гидроксида меди не происходит, проведение опыта сильно упрощается, что важно для проведения практических работ.
Реакция:
CH2CHCH2(OH)3 + Cu(OH)2 = CH2CHCH2(OH)O2Cu
(уравнение дано в упрощённом виде)


Демонстрация 4: Химические и физические свойства фенола

Реактивы: Фенол, лакмус или метилоранж, гидроксид натрия, соляная кислота, бромная вода, азотная кислота, хло-рид железа (III)
Оборудование: Химические стаканы, демонстрационные пробирки, пробиркодержатель, спиртовка
Методика:
1. К воде, налитой в химический стакан, прибавляют с помощью шпателя фенол и перемешивают смесь. Констатируют образование эмульсии, которая вскоре расслаивается. Объясняют, что нижний слой - рас-твор воды в феноле, верхний - раствор фенола в воде.
2. К части эмульсии полученной в предыдущем опыте прибавляют какой-нибудь индикатор. Среда - кислая. Значит фенол - кислота. Чтобы это подтвердить, к эмульсии прибавляют концентрированный раствор гидроксида натрия. Раствор становится прозрачным. На доске пишут соответствующую реакцию. Теперь, к полученному раствору фенолята натрия приливают раствор соляной кислоты. Снова образуется эмуль-сия, пишут уравнение, делают вывод о том, что фенол - кислота слабая.
3. Эмульсию фенола смешивают в демонстрационной пробирке с бромной водой. Выпадает белый осадок трибромфенола. Пишут реакцию, рассматривают взаимное влияние фенил-радикала и ОН-группы друг на друга.
4. Нитрование фенола. Опыт также иллюстрирует о,п-замещение в феноле. В пробирку насыпают немного фенола и расплавляют его (при этом демонстрируется его легкоплавкость - т.пл. 40 0С). После плавления смесь выливают в химический стакан с раствором азотной кислоты (2:3). При этом образуются различные продукты, в частности - пикриновая кислота (2,4,6-тринитрофенол - пикриновая кислота).
5. Качественная реакция на фенолы. Все фенолы с хлоридом железа (III) дают фиолетовое окрашивание.


Практическая работа 2: Качественное определение спиртов и фенолов

Реактивы: Парафин, оксид меди (2), сульфат меди (безводный), известковая вода.
Оборудование: Пробирки, штатив (штатив-держатель), пробка с газоотводной трубкой, спиртовка
Методика:
Задание: В трех предложенных вам пробирках находятся следующие вещества:
а) фенол
б) этанол
в) пропантриол-1,2,3
Используя предложенные реактивы, определите содержимое каждой пробирки
Реактивы: Растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), хлорида железа (III).

 

 

regeneracja k?? dwumasowych maglownic tylnych belek reflektor?w

 

Сочинения по литературе
Обширная подборка готовых сочинений по литературе.
Всего около 4000 работ. Скачать любое можно бесплатно.

 

 

Copyright © 2005-2014 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач