Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Математика. Алгебра. Геометрия. Тригонометрия

АЛГЕБРА: Графики функций

5.3. Свойства показательной функции и ее график

Пусть а > 1, a - произвольные действительные числа, r1, r2 - произвольные рациональные числа такие, что r1 Ј a Ј r2, тогда аa = b, если a r1 Ј b Ј ar2 для любых указанных выше r1, r2 О Q.

Если 0 < а < 1, то аa = b, если ar2 Ј b Ј a r1 для любых указанных выше r1, r2 О Q.

Если а = 1, то аa = 1 для любого a О R.

Если а = 0, то аa = 0 для любого a О R, a > 0.

Функция вида y = ax называется показательной функцией, а і 0 - постоянное число, х - переменное (аргумент). В школьном курсе без доказательства принимается существование и единственность числа b = аa ," а и a О R, а > 0.

  1. Отсюда область определения функции ax при а > 0 - любое х О R, а при а = 0 - любое х О R, где х > 0. Случаи а = 0 и а = 1 достаточно тривиальны и подробно рассматриваться не будут.
  2. Для любого b > 0 существует единственное a : аa = b, где 0 < а 1. Поэтому из определения показательной функции вытекает, что область изменения функции y = ax - (0 , +Ґ ).
  3. max аa и min аa нет.
  4. Докажем, что .

    Предположим, что $ х0 О R : и

    " x О R : ax і s > 0,

    , но так как Е[ax ] - (0 , +Ґ ), то в частности

    $ х'0 О R : ,

    пришли к противоречию, аналогично доказывается первое утверждение:

    .

  5. y = ax не является четной в силу строгой монотонности на (-Ґ , +Ґ ) (см. п. VII), из которой вытекает: "х 0 "x О R, у(-х) = у(х);
  6. она же не является нечетной, так как принимает только положительные значения, откуда " х О R равенство у(-х) = -у(х) невозможно.

  7. y = ax не является периодической по причине своей строгой монотонности.
  8. Так как при а > 1 и r О Q , то, следовательно, b = аa і аr > 0, где a і r, r О Q, поэтому нулей нет и ax > 0 на (-Ґ , +Ґ );

Аналогичные результат и обоснования для 0 < a < 1.

VII. Возрастание функции y = ax при а > 1 и ее убывание при 0 < a < 1 сначала докажем на множестве рациональных чисел, то есть " r1, r2 О Q, r1 < r2, " а > 1 (0 < a < 1) Ю ar2 > a r1 (ar2 < a r1 ).

Фиксируем произвольные рациональные числа r1 < r2. В силу свойств степеней с рациональными показателями ar2 - a r1 = a r1 (ar2- r1 -1). Так как a r1 >0 и r2- r1 > 0, то достаточно доказать, что " r > 0, r О Q, " а > 1 (0 < a < 1) ar > 1 (0 < ar < 1):

.

В силу свойств числовых неравенств и определения корня n - ой степени:

а > 1 (0 < a < 1) Ю am > 1 (0 < am < 1) Ю Ю .

Тем самым возрастание (убывание) функции y = ax при а > 1 (0 < a < 1) на множестве рациональных чисел доказано.

Для доказательства соответствующих утверждений на множестве действительных чисел воспользуемся вспомогательным утверждением.

Утверждение.

" а,b О R и a < b $ х О Q такое, что a < x < b.

Фиксируем произвольные х1, х2 О R, x1 < x2, тогда в силу утверждения существует рациональное число x такое что, x1 < x < x2, а так как при этом х О R, то существует также рациональное число х' такое, что x < x' < x2.

Таким образом " х1, х2 О R: x1 < x2, $ х, х' О Q такое, что x1 < x < x' < x2.

По определению ax и доказанному возрастанию (убыванию) показательной функции на множестве рациональных чисел при а > 1 (0 < a < 1) имеем:

Ю

Ю

что и означает возрастание (убывание) функции y = ax на всей области определения, которая есть множество всех действительных чисел.

VIII. Графики.

 

  При х ® +Ґ , ах ® +Ґ (ах ® 0 + 0), если а > 1 (0 < a < 1),

при х ® -Ґ , ах ® 0 + 0 (ах ® +Ґ ), если а > 1 (0 < a < 1).

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач