Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Концепции современного естествознания (КСЕ)

Наука и мировоззрение

Наука

Под наукой понимают определенный вид знания, а также особую сферу человеческой (общественной) деятельности людей, специальной задачей которой является получение знаний, их накопление, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяющей предвидеть ход событий. Формулу науки можно выразить так: знать, чтобы предвидеть - предвидеть, чтобы действовать со знанием дела (т.е. целенаправленно). Наука характеризует весьма высокую степень развития общества, она присуща тем народам, которые относятся к современной цивилизации. До нашего времени сохранились народы (австралийские аборигены) у которых наука отсутствует (но это их нисколько не волнует). Наука это одна из высших форм познания, которая для своего существования требует ряд непростых условий:
  1. необходимость объединения ученых в научное сообщество;
  2. финансовая поддержка науки.
Под сообществами можно понимать объединение ученых в группы, академии и т.д. Виды контактов - переписка, научные публикации, встречи. Научные школы, это первая историческая форма объединения и не только - чрезвычайно важно передать знания от учителя к ученику. Т.е. признаком научной деятельности является принадлежность к той или иной школе.

Мировоззрение и его формы

Мировоззрение - это система взглядов человека, мировоззрение гораздо старше науки, оно оказывало и оказывает решающее влияние на возникновение и формирование научного естествознания. Мировоззрение сильно отличается от науки. Если наука изучает природу или человека, то в центре внимания мировоззрения пребывает их связь или отношение в самом общем виде.

Первой формой мировоззрения является миф. Реальный жизненно-практический опыт людей причудливо переплетался с их фантазией. Любые предметы наделялись душой и воспринимались как живые. Шаманы до сих пор используют данную форму.

Вторая форма мировоззрения - теология. Данная форма основывалась на догматах, догматы - бесспорные, не требующие доказательства положения. Но со временем, догматы были подвергнуты критике со стороны все более крепнущих естественнонаучных знаний, это потребовало создать логическую систему доказательств, и это отразилось на религии. Это был первый опыт полезного взаимодействия мировоззрения и науки.

Духовные ценности, они составляют важную часть нематериальной сферы и отражают отношения человек-мир через призму некоторых идеалов. Идеал - это совершенство, образцы. Моральные образы - доброта, зло.

Нижний этаж духовных ценностей, который образуют мировоззренческие чувства. Здесь отношения к человеку и обществу переживается. Это неглубокие представления человека и на этом уровне идет отражение окружающего мира, тем не менее, обыденное мировоззрение выражается в виде житейской мудрости (пословицы, частушки, поговорки, лозунги).

Третья форма - теоретическое мировоззрение. Оно значительно сложнее обыденных чувств и представлений. Его образуют высокоабстрактные образы и категории. Для теоретического мировоззрения необходимы навыки, определенное обучение и категории, такие идеи становятся в чем-то родственны научным понятиям. Для научной системы взглядов важна именно эта форма мировоззрения, т.к. она дает возможность оперировать абстрактными образами, делать определенные умозаключения.

Процесс познания идет следующим образом, во-первых, наблюдение (с получением информации), во-вторых, стадия обобщения информации (на совершенно примитивном уровне), необходимо проверить истинность знаний.

Взаимоотношения между наукой и мировоззрением

Для науки на стадии научного познания, особенно в части разработки теоретико-познавательных тем, важно использование умозаключений, абстракций, именно на этом этапе необходимо теоретическое мировоззрение, которое создаёт широко абстрактные образы и категории, использующиеся в научном познании.

(1) Мифы-религия-теология --- область пересечения между 1 и 2, неким посредником является философия --- (2) естественнонаучное знание.

Большой вклад в изучение взаимодействия науки и мировоззрения внесли позитивисты, главный из них, Огюст Ком. Позитивизм - это философское направление, сложилось под влиянием расцвета наук о природе в середине 19-го века. Огюст сформулировал закон познания, согласно которому исторически сменяют друг друга три основных этапа:
  • теологический - на этом этапе все определяет религия;
  • метафизический - господствует философия, господствуют метафизические догадки и их критика,
  • позитивный – этап, на котором господствует научное знание.
Огюст полагал, что позитивная наука не нуждается в идеях мировоззрения (ценностных идеях). Традиционно философии принадлежала роль осмысления того, что происходит вокруг, использование философии в науке вещь вредная, спекулятивная, и вносит только сумятицу. В науке необходимо оставить только философскую теорию познания, которая ориентирована на научное познание. В этой связи история показала, что необходимо взаимодействие мировоззрения и науки, было важно придать осмысление открытиям сделанным в науке и познать логику в научном познании. Роль философии стала проявляться тогда, когда возникли противоречивые вопросы и они не могли быть объяснены с помощью уже существующих знаний, также не было ответа на вопрос какое значение имеют открытия в науке для природы. Философия помогала прогнозировать общее направление развития науки, и как показала практика, только после взаимодействия мировоззрения и науки стало возможным создание естественнонаучных концепций.
  1. Научное знание оказывает обратное воздействие через углубление и расширение элементов картины мира.
  2. Подтверждение и обоснование старых идей.
  3. Устранение несостоятельных или ложных принципов.
Уровни:

3. ----------- фундаментальная теория.
2. ----------- научная картина.
1. ----------- мировоззрение.


Уровни 1-2-3 связаны прямой и обратной связью.

Комментарии: формирования научной картины позволяет пересмотреть систему взглядов человека. Сейчас идет научная революция, которая направлена на единую теорию взаимодействия, которая бы объяснила все процессы, которые нас окружают. Эти фундаментальные теории будут использованы для объяснения всех процессов на макро и микро уровне.

 

Пост форум машиностроение.

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач