Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.
Главная страница | Шпаргалки |
Решение задач | Эксклюзивные фото по химии |
Сочинения (более 4000) | Юмор из жизни учащихся |
Вернуться в раздел "Учебные материалы" |
Всеобщие методы познавательной деятельности
Метафизика и диалектика — не только философские теории, концепции, на основе которых строятся картины мира, они являются двумя основными всеобщими методами познания. Следует, однако, заметить, что между теорией и методом существует неразрывная связь: они возникают и развиваются одновременно, находятся во связи и взаимообусловленности. Метод служит для разработки теории, теория — необходимое условие создания метода. Так, системы метафизического материализма XVII — ХVIII вв. породили метафизический метод, который, в свою очередь, был основан на метафизических учениях. Научные открытия XIX в. привели к диалектическим идеям, к новому взгляду на мир, к формированию диалектического метода. Но это не значит, что между теорией и методом нет различия. Задача теории— объяснить мир, задача метода — сформулировать принципы, регулирующие познавательную деятельность. Если диалектика как теория включает в свое содержание принципы, законы и категории, отражающие взаимосвязь, развитие, противоречия действительности, то как метод она представляет собой систему регулятивных принципов, ориентирующих человека в его познавательной деятельности. Принципы, законы, категории диалектики как теории развития выступают в их методологической роли принципами, законами, категориями диалектического мышления, диалектической логики.
В современной науке широко используется диалектический метод. Многие ученые сознательно обращаются к диалектике как к наиболее эффективному методу исследования процессов развития. Идеи диалектики не отрицаются философией критического рационализма, экзистенциализма, неотомизма и другими течениями. Отрицая объективную диалектику, они признают диалектику мышления, духа. Как метод познания, ориентированный преимущественно на исследование явлений, изучаемых физикой и математикой, трактуется диалектика в критическом рационализме.
Метод материалистической диалектики основан на диалектика как общей теории развития. Разработанные диалектическим методом приемы и принципы играют важную роль в развитии науки, в создании новых теорий, в практической деятельности человека.
Основными принципами диалектики являются: всесторонность рассмотрения объекта, историзм и принцип противоречим.
Принцип всесторонности вытекает из признания универсальной связи предметов и явлений. Если предмет существует не сам по себе независимо от других предметов, а находится с ними в разнообразных связях, в которых проявляются его свойства, значит, и рассматривать его нужно не с какой-то одной стороны, а с разных сторон, во всех его связях и отношениях. Игнорирование принципа всесторонности неизбежно приводит к одностороннему, однобокому знанию предмета, и если из совокупности всех его сторон и связей выделяется одна сторона, к тому же несущественная, то в результате получают неполное, искаженное знание. Нельзя, например, составить верное представление о государстве, если судить о нем только по существующей в нем форме правления, или о человеке только по его отношениям в семье.
Всесторонность рассмотрения не сводится к механическому суммированию знаний о разных свойствах предмета; случайное соединение сторон ведет к эклектике, к бессистемному соединению о разных сторонах и свойствах предмета и связано с неумением выделять главную, определяющую сторону. Принцип всесторонности предполагает умение отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, главное от неглавного, выражать объект как систему свойств, дающую целостное знание об объекте.
страницы: [ 1 ] [ 2 ]
|
Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0: |
|
Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0
Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач