Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Продолжение


Заблуждения и ошибки в познании неизбежны, и задача заключается в том, чтобы они были обнаружены и вытеснены из сферы знания.

Классическая концепция истины породила ряд проблем, связанных прежде всего с пониманием объекта познания как существующего независимо от познающего субъекта. Но познание — это взаимодействие субъекта и объекта, и поэтому объект, включенный в познавательную деятельность, зависит от субъекта в том смысле, что его восприятие субъектом обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Из этого следует, что познание не является простым копированием объекта. Эта и некоторые другие проблемы, связанные с концепцией соответствия, привели к возникновению концепций, отличающихся от классической.

Согласно непозитивистской концепции когерентной истины ( от лат. - срастаться, тесно соединяться), знание истинно, если оно внутренне согласованно, непротиворечиво. Истинность знания, утверждает, например, О. Нейрат, заключается не в том, что знание соответствует действительности, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему.

Разумеется, знание, и прежде всего научное, не должно содержать противоречий и внутренней несогласованности. Но когерентная теория не дает ответа на вопрос об отношении внутренне согласованного знания к познаваемому объекту. Она лишь ставит новые проблемы.

Для прагматистской концепции характерно отождествление истины с ее практической полезностью, эффективностью. Подчеркивая активную роль субъекта, представители прагматизма связывают истину с практической пользой, выгодой. Истина, таким образом, соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека. Как видно, и прагматистская концепция не решает проблему соответствия знания об объекте самому объекту. Однако она, как и другие неклассические концепции истины, ставит важные проблемы, решение которых связано прежде всего с выявлением содержания истины.

Объективное и субъективное в истине

Классическое определение истины не раскрывает ее содержания, представляющего собой единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного.

Истина — гносеологическая категория, она характеризует не предмет, а знание о предмете. Реальный предмет рассматривается как истинный или неистинный лишь в объективном идеализме: нечто истинно, если оно соответствует своей идее. Если же истину понимать как соответствие знания об объекте реальном объекту, то считать предмет истинным или неистинным нет оснований. Объект существует сам по себе, он безразличен к истине.

Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство субъективного и объективного. Объективность истины обусловлена реально существующим объектом, адекватное отражение которого определяет объективное знание о нем. Объективность знания (объективная истина) — это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение «Земля — планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Признавать объективную реальность — значит признавать объективную истину.


страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач