Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Случайность и необходимость

Исторически категории необход и случ возникли как следствие размышления о чел судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего чел бытия. Освободились от такого этического толкования прежде всего с успехами науки, в частности теор вероятностей.

Существовали разное понимание необх и случ. Одни говорят “чему быть, того не миновать”, т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой вхаимод явлений. С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъект понятие, при помощи кот мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явл, оно перестает быть случ. Однако та случ, причина кот познана, не перестает от этого быть случ, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это е значит, что случ нет. Наиболеее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса - возможно в одной мат формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное сост всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена.

Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, кот обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Сл - это субъективно неожид, объективно привходящие явления, то,что в данных усл м.б., а может и не быть.

Сл может быть внешней и внутреней. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определ привходящими обстоятельствами. Чел наступил на корку и упал. (падение не вытекает из логики поступков упавшего)

Внутр сл вытекают из самой природы объекта. Сл рассм как внур, если ситуация рожд сл явления описывается изнутри какого-то одного причинного ряда, а совок действие др прич последовательностей описыв посредством понятия объект условия осущ основного причиного ряда.

Выделяются сл субъективные, связанные с наличием у чел свободы воли, когда он соверш поступок вопреки объект необходимости, и случ объективные.

Итак случайное - это возможное при соотв условиях. Оно противостоит закономерному акк необходимому при соотв условиях. Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью сущ условий их возникновения, существования и развития.

Необх м.б. внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной прир объекта или стечением внешних обстоятельств. Необход м.б. динамической и статистической.

Необх и сл выступ как соотносит категории, в кот выражается ф осмысление характ взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникнов и сущ. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему же необход может проявл только через случайное? Потому что она реализуется только через единичное. Случ оказывают влияние на ход необхо процесса. Более того, случ в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так законом. признаки одного биол вида появились как случ отклонение от признаков др вида.

Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять необход выявить опред порядок. А для этого надо проанализировать те конкретные формы случ, в кот проявляется необходимое. А вот предсказ общ событий, например, предполаг учеь и того и другого. В истории, как и в повед людей , немало иррационального. Движ истории в сильной степени зависит от субъект факторов.

В истории общества в большей мере, чем в природе, проявл случай, ибо тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории, действие в ей необходимости как результирующая своб деятельности множ людей была названа Гегелем хитростью истор разума. Вне случайности история была бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

Волюнтаризм - абсолютиз внутр аспект свободы, доводя его до произвола. Фатализм - рассм каждый чел поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключ своб выбор. Однако если бы чел действовал только под влиянием вн сил, то его постигла бы учась “буриданова осла” (2 охапки сена). Такая трактовка свободу воли, точнее несвободы, унижает чел достоинство с 1 стороны , а с др снимает с него всякую ответственность и не позволяет по достоинству оценить его заслуги.

Законом ход истор событий реализ не помимо, а посредством воли людей, их созн действий. Что же такое своб воли? Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своиим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решения.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности, субъекту кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств предполагает с 1 стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: “Мера свободы входит в понятие человека”. Мера своб как творческого самовоплощения чел определ уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ познания и овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы явл мерой общ прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди располаг в своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью своей своб, выражающейся в свободе выбора из совокупности возм, предоставляемых ей обществом.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержаться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есь осознанная необходимость.

Для того чтобы выявление законом и случ, своб и необходимого в целях прогнозиров будущего было максимально приближено к конкретной практике и свободно от субъект оценок, необхо использовать и такую чрезвычайно важную пару категорий диалектики как возможность и действительность, т.к. необходимость, случайность и свобода явл различными способами превращ возможного в действительное, ибо чел осущ свою свободу в меру своих возможностей.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач