Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Диалектика как учение о развитии

Принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей связи

Первоначально термин диалектика обозначал искусство вести спор, которое позволяло обнаруживать противоречия в рассуждениях противника. Такое понимание диалектики мы находим у Зенона Элейского, затем у Сократа. Впервые новое значение диалектика приобретает у Платона. Диалектика у Платона обозначает особый и высший по сравнению со здравым смыслом и математикой род познания. Диалектика у Платона это учение о бытии, которое представляет собой теорию отношений между идеями, т.к. для Платона идеи это истинно сущие роды бытия. Платон рассматривает такие идеи как бытие, движение, покой, тождество и изменение. Но каким образом должны мыслиться эти идеи? Платон говорит: “Они есть и в тоже время они не есть... Они равны самим себе и в тоже время не равны самим себе... Нельзя принять неподвижную Вселенную и в тоже время нельзя двигать сущее всеми способами, надо признавать (мыслить) бытие вместе подвижным и неподвижным... Бытие в одно и тоже время едино и множественно. Единым оно является в отношении к самому себе, а множественным в отношении к своему иному... Чувственные вещи также могут переходить в свою противоположность, т.е. быть такими же и вместе с тем иными (например, в чувственных вещах могут быть противоположности, так в прекрасных вещах может проявляться нечто безобразное). Противоречие в мысли является стимулом для познания, вызывает душу к размышлениям. Противоречие, таким образом, отрицательное условие познания.” Для Платона диалектика высшая из всех наук, которая идет от осознания противоречия в волнениях к постижению первоначал. Дойдя до первоначал ум пускается в обратный путь и переходит к видам. Начало идей представляет первоначало, т.е. род. Диалектика Платона это сведение понятий в высшие роды и разделение родов на низшие видовые понятия. В своем диалоге "Федр" Платон называет диалектиками тех, кто способен обозревать разом единое и многое, разделять на части и сводить в одно целое. Платон подчеркивает принцип диалектики - принцип всеобщей связи. Быть диалектиком значит усматривать всеобщую связь между явлениями и процессами в действительности. В диалоге "Софист" Платон выступает против софистов, против их метода суждения полностью лишенного диалектики, т.к. софисты все отделяют друг от друга. Платон говорит так: "Все отделять друг от друга есть неискусный способ рассуждения неразвитого философского сознания. Заставить всё распадаться это ведь полнейшее исчезновение мысли, ибо мысль как раз и есть соединение идей". Таким образом, принцип всеобщей связи он поставил как первый принцип диалектики, который заключается во взаимозависимости и связи всех сторон каждого явления. Принцип всеобщей связи является составной частью теории развития. Принцип развития считается главным принципом диалектики, а саму диалектику называют учением о развитии. В вопросе о понимании характера развития обычно и обнаруживают отличие диалектического способа мышления от метафизического. Метафизика это не только учение о началах бытия или собственно философия, но метафизика это также противоположный диалектике способ мышления. Классическая метафизика 17-18 вв. отрицала развитие таким образом, что не видела качественных изменений в природе. Все виды движения сводили к одному виду движения - механическому. В тоже время успехи естествознания в 19 в. главным образом, создание учения Дарвина об эволюции видов животных, видоизменили метафизический метод мышления. Со второй половины 19 в. можно говорить о неометафизике, в которой центральное место заняла идея эволюции. Неометафизика была представлена двумя течениями:
  1. Плоский эволюционизм - главным в этом течении была философия английского позитивиста Спенсера, который полагал, что все изменения в природе и обществе накапливаются очень медленно и в конченом итоге являются лишь количественными изменениями.
  2. Эмерджентизм как разновидность метафизики утверждал, что всякое изменение в природе является внезапным, ничем не обусловлено возникновение нового качества. К разновидности метафизики можно отнести также философию "творческого порыва" французского философа Анри Бергсона. Он обосновывал скачкообразный характер развития, которое происходит в виде творческого порыва. Творчество же основывается на духовном факте, к которому не применимы никакие количественные изменения.
В новой метафизике таким образом сохранились основные черты старого метафизического метода.
  • Отрицание роли внутренних противоречий как главное отличие диалектики от метафизики.
  • Отрыв качественных изменений от количественных.
Отрицать вообще наличие связей и взаимозависимостей в природе нельзя, но метафизика понимает связи и взаимозависимости односторонним образом, она никогда не поднимается до понимания всеобщей связи предметов и явлений, напр., метафизика не могла установить связь между материей и сознанием, Декарт (классический метафизик) рассматривал сознание и материю в виде двух самостоятельных субстанций. Переход от материи к сознанию видится как качественный скачок, связанный с некоторыми случайными факторами эволюции. Метафизика же трактует связь с позиции абсолютизации необходимости, для метафизики в природе все необходимо, случайностей нет. Поэтому мифологическое мировоззрение, тоже отчасти метафизика.

Несколько слов в защиту метафизики. В некоторых случаях метафизическое мышление не помеха диалектики, когда оно (метафизическое мышление) ограничивается самой низшей и простой сферой познания. Речь идет лишь об удовлетворении самых необходимых домашних потребностей познания. Едва мы покидаем эту область, метафизические определения уже недостаточны. Диалектический метод дополняется метафизическим. Гегель так говорит "философия также не может обойтись без рассудка". Различие между рассудком и разумом есть уже у Платона. Он говорит, что рассудком называется такая способность, которая встречается у тех, кто занимается геометрией или подобных, однако это еще не ум, т.к. рассудок занимает промежуточное положение между мнением и умом. У Гегеля философия это тоже абсолютная наука (как у Платона), которая направляется диалектическим разумом. Специальные науки, такие как естествознание, по мнению Гегеля, не поднимаются до видения сущности вещей. Как говорит Гегель, естествознание застревает на точки зрения конечного рассудка. Рассудок конечен, т.к. он упорно держится за привычные определения, держится за фиксированные значения понятий и таким образом приходит к абсурду. Гегель рассматривает рассудок не только как наивное мышление, а видит в нем первый элемент диалектического метода. Рассудочная метафизическая мысль подготавливает в том числе и к философскому миропознанию. Рассудок выполняется работу формальной логики, напр., рассудок способен отделять противоположности друг от друга, т.е. осуществлять дихотомию. Формальная логика движется между двумя крайностями, во-первых, крайностью метафизической, противопоставленной диалектике и, следовательно, искаженной, во-вторых, приближенной к диалектике, подчиненной ей. Формальная логика только временно абстрагируется от взаимодействия сторон противоречия. Это не означает отрицание этого взаимодействия. Правильно будет так понимать, что метафизическое и диалектическое мышление составляют единую восходящую линию. Они соотносятся как подчиненные и ведущие моменты, таким образом, они взаимообусловлены. Необходимо иметь в виду, что существует много разновидностей отношения между диалектическим и недиалектическим мышлением, существует много переходных форм.

Законы диалектики. Связь категории диалектики

Основы учения о противоречии как внутреннем источнике развития как источнике самодвижения были разработаны впервые в классической немецкой философии. Сначала необходимо упомянуть Канта, который в ранней период своей деятельности (докритический период) разработал учение о реальных противоположностях без противоречий. Реальные противоположности Кант отличал от логических. Реальные противоположности это контрарные противоположности, обе стороны отношения этих противоположностей позитивные, они взаимодействуют, но противоречия между ними нет. Логические противоположности для Канта являются контрадикторными, они находятся в отношении противоречия и свидетельствуют о логической неправильности мысли. Истиной может быть только одна из логических противоположностей. В так называемый критический период Кант переносит понятие реальной противоположности на сферу разума и разрабатывает учение об антиномиях чистого разума. Антиномии чистого разума содержат в себе тезис и антитезис, которые в равной мере истинны, но позитивны. Антиномии не разрешаются, в них нет никакого движения в направлении к третьему элементу, основанию, в направлении к разрешению. Они порождают в уме лишь беспокойство и могут даже в конечном счете привести к сумасшествию. Гегель стал утверждать, что в отличие от статичной антиномии противоречие ведет вперед и разрешается, т.е. для Гегеля противоположности в противоречии взаимно переходят и, в конечном счете, синтезируются в третьем основании.

Фихте и Шеллинг создали учение о продуктивном порождающем противоречии, так по Шеллингу универсальным свойством всего существующего является полярность всех сторон вещей, признаков и сходств. Основанием и источником полярности при этом являлось противоречие. Эти идеи были развиты Гегелем до общего суждения о внутренней отрицательности всех вещей. Гегель стал утверждать, что все сущее самопротиворечиво, т.е. всякий предмет содержит в себе свое отрицательное или свое иное, по этой причине всякий предмет обладает самодвижением. Гегель, впрочем, понимал противоречие только в значении логического противоречия, т.е. как противоречия в мышлении. Диалектическое противоречие это отношение противоположностей, т.е. таких сторон предмета, которые взаимно полагают и обусловливают друг друга и в тоже время взаимно отрицают друг друга. Диалектическое противоречие это взаимодействие противоположностей. При этом противоположности являются сторонами одной сущности. Всякое противоречие является развивающемся и в своем развитии проходит ряд ступеней:
  1. Различие, т.е. обнаружение различных сторон в предмете.
  2. Различия поляризуются.
  3. Образуются противоположности, которые начинают взаимодействовать.
  4. Разрешение противоречий. Всякое противоречие разрешается сообразно своей природе и никак иначе.
Противоречия подразделяются на внутренние и внешние. Отношения противоположности, т.е. противоречия свойственно как для объективной действительности, так и для мышления. Поэтому в мышлении обычно говорят об объективной диалектике, которая исследует объективные причины, субъективная диалектика исследует противоречия нашего мышления.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач