Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Сознание как философская проблема

Становление проблемы сознания в философии

Уже в античности проблема сознания приобрела вид проблемы отношения души к телу. Аристотель рассматривает душу как центр психического центра личности. Душа и все сознательные процессы неделимы по Аристотелю. Однако он выделяет в душе 3 части в соответствии с определенными функциями:
  1. Растительная душа, которая отвечает за питание рост и размножение.
  2. Животная душа обладает способностью ощущения.
  3. Разумная душа обладает способностью рассуждать и мыслить.
Аристотель, полагая, что единая и неделимая душа не может самостоятельно двигаться и приходить в движение, считает источником всех движений души - тело. Таким образом, он подчеркивает, что все психические процессы имеют свою физиологическую основу.

Проблема души в ее взаимосвязи с телом получила дальнейшее развитие в средневековой философии. При полном господстве теологии, источником души считался бог как трансцендентное, абсолютное начало мира. В это время благодаря религиозной практике, прежде всего в молитвах, получили разработку вопросы самосознания. В философии просвещения вопрос о происхождении сознания решается на почве материализма и сенсуализма. Происхождение сознания - это результат определенных физиологических процессов, которые подчиняются физическим, а те в свою очередь подчиняются механическим законам. Немецкая философия конца 18-го начала 19-го веков вопрос самосознания рассматривается через две категории: категория рассудка и разума. Это две познавательные способности. Кант определяет рассудок, как способность подводить под правило или создавать единство явлений посредством правила. Рассудок конституирует (составляет) понятие, которое согласно Канту, применимо только к опыту, напр., понятие естествознания. Кант определяет рассудок как способность суждения. Он говорит, что способность суждения есть свойство природного ума человека. По обладанию способности суждения, можно сказать умный чел или глупый. Кант говорит, что конечно можно приобрести какую-то ученость, но без способности суждения эти знания применять невозможно, следовательно, такой человек обречен на непонимание ситуации. Вторая высшая способность понимания - это разум. Разум создает такие понятия, которые не имеют соответствующих предметов в опыте. В отличие от чувственности и рассудка разум это способность опосредованного, т.е. не восходящего прямо к опыту знания. Можно сказать, что разум есть способность к самому высокому обобщению и синтезу. Разум можно также оценить и определить как способность давать принципы. Кант называет познанием из принципов - познание частного в общем посредством понятий. Кант определяет разум как способность строить умозаключения. Разум осуществляет свои возможности целиком только в метафизике, т.е. философии.

Гегель последний представитель немецкой классической философии выступает с позиции объективного идеализма. Для него разум существует как самостоятельное изначальное сущность и основа мира - это мировой разум, который осуществляет свое дело через сознание народов (дух народа) и в сознании отдельных индивидов. С этой точки зрения разум или абсолютная идея первичен и в начальной точке его развертывания уже содержится конечный результат. Однако, не смотря на свой идеализм, Гегель изучает историю естествознания, и ставит психические процессы в связь с определенными материальными условиями жизни людей.

Новый этап в изучении сознания открывается с философии Маркса. Уже в ранней своей работе "Немецкая идеология", где Маркс еще не вполне освободился от гегелевской философии, он говорит, что сознание никогда не может быть чем-либо иным как осознанным бытием. А бытие людей есть реальный процесс их жизни. Естественно в начале сознания есть прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и общественные связи с другими людьми. Сознание постепенно становится сложным структурным образованием и все его элементы взаимосвязаны: знания, эмоции, мышление, воля, самосознание. У первобытного человека эти элементы еще не глубоко дифференцированы. Вследствие чего примитивный человек не может сказать, что он думает, скорее в нем думается, т.е. мышление является результатом импульса бессознательного, которое прорывается в область сознания (по Юнгу). Проблема бессознательного в философии рассматривалась уже в 18 веке Лейбницем. Он заметил, что помимо осознанных процессов, в нашей психике есть какие то темные, неявные стороны, которые составляют как бы фон для сознательных процессов. Немецкие романтики в начале 19-го века рассматривали бессознательное как источник творческой гениальности художника. В конце 19-го века Фрейд создал собственную модель структуры психического. В этой модели нижний слой психического (наиболее массивный) составляют бессознательные процессы, которые он назвал - "ОНО". Это инстанция психики, которая преобладает у людей в раннем детстве и которая функционирует по принципу удовольствия. Более поздний период индивидуального развития человека (с 5-ти лет) формируется другая инстанция психического - сознание, которое Фрейд называет - "Я". "Я" осуществляет регуляцию внутренних процессов личности в соответствии с требованиями окружающей среды. Принцип функционирования психики на уровне "Я", это принцип реальности. Бессознательные желания при этом не уничтожаются, а лишь вытесняются за собственную сферу в сферу "ОНО". Вытеснение происходит, т.к. они имеют антисоциальный характер. Третья инстанция психики - "СВЕРХ Я". Это совокупность культурных, нравственных и иных сознательных норм, в которых человек сознательно подчиняет свое поведение. Для Фрейда бессознательное является наиболее глубоким источником всех поведенческих стереотипов человека и даже нарушений или патологий в его психике. Будучи врачом, Фрейд исследовал причины неврозов. Психоанализ Фрейда является научной теорией, однако он допускал излишнюю психологизацию и биологизацию процессов психического и поведения человека в целом. Преувеличивать роль бессознательного или недооценивать его роль ошибочно.

Сознание как отражение. Общественно-историческая сущность сознания

Философия марксизма рассматривается как форма отражения. Это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменениях своих свойств и состоянии особенности других объектов. Отражение бывает в неживой природе, в технике, в живой природе (раздражимость, основанные на ней ощущения восприятия), сознание (как высшая форма отражения). Важнейшей особенностью сознания является целеполагание, и, во-вторых, опережающее отражение - это предвосхищение результата будущего действия. Для становления сознания этих двух моментов было бы недостаточно. Важнейшими условиями возникновения сознания явилась орудийная деятельность, которая была к тому же коллективной деятельностью. Орудийная деятельность - это деятельность при помощи орудий труда, деятельность по преобразованию природы - это труд. В труде человек относится к природе опосредованно, через посредство орудия труда, в то время как животное относится к природе непосредственно. Коллективная трудовая деятельность первобытного человека позволяла ему использовать для достижения своей цели не только орудия труда, но и через посредство общественной связи использовать другого человека. Это составляет более высокий этап развития сознания. Становление сознания это длительный исторический процесс. Важнейшим способом существования сознания являются знания. Они существуют в двух формах: чувственности и абстрактного мышления. Причем мышление возникает и деформируется на основе чувственного опыта. В этом смысле все логические связи и фигуры нашего мышления являются результатом миллионы раз повторенных действий с материальными предметами. Мышление возможно как использование абстракций, т.е. продуктов мысленного отвлечения от одних признаков предмета и выделение других. Средством абстрагирования и обобщения служит язык. У языка есть также функция обозначения и наименования, которая производна от практической деятельности людей. Сознание это всегда активный и творческий процесс, возникающий в ходе взаимодействия субъекта познания и объекта познания, поэтому сознание имеет две стороны субъективную и объективную. Субъективное сознание выражается в его идеальности, это означает, что содержание сознания формируется и развивается субъектом. Оно зависит от целей и потребностей субъекта и его отношения к объекту.

Проблема идеального в истории философии

Рассмотрим важнейшие категории философии - категории идеального. Категории идеального используются для характеристики специфического бытия объекта, а именно для того, чтобы отличить мысль об объекте от самого объекта. Идеальное это материальное пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Главное свойство идеального в том, что оно направлено на изменение не самой вещи, а образа вещи и в этом качестве идеальное выступает как внутренняя потребность, как побуждение и цель. В нашей философии есть три концепции идеального:
  1. Дубровский говорит, что идеальное - это явление, которое присуще только в сфере субъективного мира человека. Мозг общественно развитого человека является органом идеального. Идеальное тождественно субъективной реальности, т.е. совокупности образов сознания. Как таковое идеальное противопоставляется объективной реальности в различных его формах (природа, практика людей, как целесообразная деятельность, язык, как система материальных знаков). Сознание очень личностное явление, это субъективное переживание.
  2. Ильенков рассматривает идеальное, как объективацию или овеществление мыслительных форм. Можно сказать, что идеальное это объективированная мыслительная форма. Например, это скульптура, картина, книга в которой мысль приобрела форму объекта. С этой точки зрения идеальное рождается в общественной деятельности человека, в практике, т.е. это телесно воплощенная форма деятельности человека. Ильенков говорит, что идеальность возникает, как отношение когда один представлен через другой.
  3. М. Лившиц, он обозначает идеальное как объективные пределы совершенства природных и общественных процессов и предметов. Он говорит, что совершенные образцы существуют в природе. Это и есть идеальное, как эталон. Это положительная ценность, которая влияет на формирование общественных вкусов. Природные образцы или идеалы в ходе человеческой исторической практики отражаются в понятиях, категориях нашего мышления. Напр., идеальный газ, идеальное государство.
Вывод: У Дубровского идеальное целиком на стороне субъекта. У Лившица на стороне объекта, т.е. природы. Ильенков идеальное помещает в человеческую практику, которое есть взаимодействие субъекта с объектами. Проблемы сознания являются частью классической философии.

Неоклассическая философия (наиболее яркие представители Шопенгауэр и Ницше) сводят сознание к совокупности иррациональных психических переживаний, проявление воли или таких чувств как страх, смерть. Поэтому противопоставление субъекта объекту, свойственное классической философии со времен Декарта, это противопоставление неоклассической философии стирается. Сознание - иррациональный импульс, из которого совершенно вычеркнуто всякое разумная рациональная основа и содержание.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач