Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева

Вехи жизни и духовная эволюция Н.А. Бердяева

Н.А. Бердяев - самый известный в мировой философии русский мыслитель. Родился Н.А. Бердяев в Киеве. Его предки принадлежали к высоким аристократическим кругам.

В 1884 г. Н.А. Бердяев поступил в Киевский кадетский корпус, но вскоре Н.А. Бердяев, закончив корпус, поступает в Киевский университет, сначала на математический факультет, а затем переводится на историко-филологический. Н.А. Бердяев очень тесно сотрудничал с соц.-демократами (кружок) и за пропаганду соц.идей был исключен из университета и на 3 года сослан в Вологодскую губернию. Там он постепенно отходит от соц.идей и после ссылки начинает сотрудничать в газете Петра Струве (либерал) "Освобождение". Эта газета выполняла определенную соц.функцию, готовила возникновение либеральной буржуазной партии в России. Затем Н.А. Бердяев начинает сотрудничать с Булгаковым в журнале "Новый путь", затем в "Свободе жизни". В первый, русский, период своей деятельности Н.А. Бердяев издает много работ, но самые значительные: "Философия свободы" (издана в 1911 г.), "Смысл творчества" (подзаголовок "Опыт оправдания человека" (1916 г.)). Н.А. Бердяев также принимал участие в написании публицистических произведений: сборники "Проблемы идеализма", "Вехи", "Из глубины".

Когда произошли революционные события, Н.А. Бердяев относился к ним так: сентябрь - приветствовал октябрь - враждебно Но Н.А. Бердяев считал, что другого пути развития у России не было, кроме как через соц.революцию, и в 1918 г. пишет "Философию неравенства", в которой отрицательно описывает последствия революции. Но Н.А. Бердяев говорил, что эта работа написана под влиянием момента и не отражает истинных взглядов. В 1918 г. Н.А. Бердяев создает вольную академию духовной культуры. (Н.А. Бердяев читает циклы лекций в академии и ведет семинар по Достоевскому). Этот семинар основа, на которой Н.А. Бердяев впоследствии напишет одну из значительных работ "Миросозерцание Достоевского". В 1920г. историко-философский факультет Московского университета избирает Н.А. Бердяев профессором. В 1922г. вместе с другими философами-идеалистами Н.А. Бердяев был выслан за границу. С 1922 по 1924гг. Н.А. Бердяев жил в Германии, но в 1924г. переезжает во Францию и всю свою жизнь проводит в местечке близ Парижа. Но Н.А. Бердяев никогда не терял интереса к России. Он старался со стороны посмотреть на Россию, осмыслить ее прошлое и будущее. В эмиграции он написал такие значительные работы, как: "Русская идея" (1936г.), "Истоки и смысл русского коммунизма".

Н.А. Бердяев становится мыслителем мирового значения. В 1947г., незадолго до смерти, Н.А. Бердяев получает звание доктора Кембриджского университета. Н.А. Бердяев получает признание при жизни. Во время В.О.В. Н.А. Бердяев проявил себя российским патриотом. Он оказывал посильную помощь французскому сопротивлению и надеялся, что В.О.В. приведет к очищению России, будет господствовать дух свободы. Он надеялся вернуться после войны в Россию, но с болью и горечью узнает о травле Зощенко и Ахматовой и понимает, что возврата на родину нет. В 1948г. он умер. Умер Н.А. Бердяев поистине прекрасно: за столом над работой "Царство духа и царство кесаря".

Н.А. Бердяев оставил огромное культурное наследие: около 40 крупных произведений + статьи и выступления. Неизменным осталось понимание Н.А. Бердяевым сути философии. Основное мнение по этому вопросу он высказал еще в молодости, и оно осталось неизменным.

Н.А. Бердяев о сути и о предназначении философии

Понятие философии у Н.А. Бердяева было своеобразным. Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в мире. Философия не должна быть систематической. Н.А. Бердяев характеризует состояние кризиса, в котором находится философия. Причина его, по Бердяеву, в стремлении сделать философию научной, создать систему. Этот путь неприемлем.

Субъективная по внешности и ненаучная философия может быть гораздо более истинной, прорвавшейся к смыслу мира философией, чем философия по внешности объективная и наукообразная. К науке Н.А. Бердяев относился положительно, и в работе "Самопознание" он говорит о том, что за годы выработки его философского мировоззрения у него очень выросла оценка науки. Наука нужна человеку, т.к. чтобы жить и развиваться человек должен ориентироваться в науке. Но отличие философии от науки в том, что наука - это познание необходимости, наука делает возможным приспособление человека к определенным законам (царство необходимости), а сердцевина философии - свобода, творчество, а т.к. свобода и творчество невозможны в сфере необходимости, то философия должна быть иной и преследовать другие цели. Свободное творчество раскрепощенного духа, который стремится постичь смысл мира и противится мировой необходимости. И исходя отсюда Н.А. Бердяев приходит к тому, что начинает понимать и определять философию как искусство особого рода. "Философия искусства - потому что она - творчество. Философия искусства - потому что она предполагает особый дар свыше, потому что на ней запечатлевается личность творца не менее чем на поэзии и живописи". Н.А. Бердяев, отрицая связь философии и науки, говорит, что нельзя смешивать также философию и религию. Утверждая эту независимость философии Н.А. Бердяев пишет: "Философия не есть религия и не может быть внешне ей подчинена, тем более теологии создало одну схоластику, подчинение философии науке создает другую схоластику". Т.е. опять Н.А. Бердяев утверждает, что философия должна быть свободна от всякого рода авторитета. Но в то же время, противореча себе, Н.А. Бердяев, отрицая внешнюю зависимость философии от религии, подчеркивал внутреннюю глубокую религиозность, которая присуща любому мыслителю. Н.А. Бердяев считал главным условием должна быть свобода, которая должна быть основой мировоззрения любого мыслящего существа.

Себя Н.А. Бердяев считал свободным. Центр творчества Н.А. Бердяева - свобода. Н.А. Бердяев в работе "Смысл творчества" пишет следующее: "человек предшествует философии; человек - предпосылка всякого философского познания. Философия не в силах уйти от того, что философствует человек и что философствует для человека". Поставив в центр проблему человека, Н.А. Бердяев из работы в работу обращается к ней. Бердяев: "В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, творчества, личности, зла и теодицеи, т.е. в сущности одна проблема: проблема человека, его назначения, оправдания его творчества".

Эта проблематика позволяет отнести воззрение Н.А. Бердяева к экзистенциализму. Н.А. Бердяев прошел школу немецкой философии. "Истоки моего философствования - Кант и немецкая философия". Особенно велико было влияние Канта.

Н.А. Бердяев стремился разгадать суть человека (самое главное в нем). Это для Н.А. Бердяева значило разгадать тайну бытия. И рассматривая эту проблему Н.А. Бердяев приходит к выводу о том, что человек - малая вселенная (микрокосмос), т.е. в каждом человеке отражается Вселенная. В каждом человеке запечатлена история человечества (аналогия с миром идей Платона).

Человек - не только природное существо, и в нем отражается не только космос и природа, но человек - это еще и микрокосмос (по образу и подобию бога). "Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам. Природа его двоится и в сознании его преобладает то одна природа, то другая. Человек сознает свое величие и мощь и свое ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость; сознает себя образом и подобием бога и "каплей в море" природной необходимости". Наряду с проблемами человека Н.А. Бердяев приходит к вопросу об ответственности бога за зло, которое человек может наблюдать в мире. Эта проблема называется "теодицея". Если мы признаем то, что мир сотворен богом, мы должны признать, что бог ответственен за зло. Бердяев выдвинул тезис, что свобода существует в нескольких вариантах: первичная, рациональная.

1-ая существует до бога, т.е. бог не обладает властью над свободой, которая им не создается, и, следовательно, он не несет ответственности за зло добытийственной свободы. Н.А. Бердяев видел зло и противоречие в деятельности православной церкви.

Социально-политические воззрения Н.А. Бердяева

Направленность творчества Бердяева характеризуется антропологической и социально-философской историей бытия.

Философское осмысление истории возможно лишь на определенном этапе развития общества.

Только в 19 веке получила развитие историческая наука. Интересна марксистская концепция исторического процесса.

Упрощенная марксистская философия: материализм экономический (в сфере материального производства) - определяющая роль материалистических отношений в историческом процессе. Но и духовная деятельность играет не меньшее значение.

Философия Бердяевской философии возможна, если за определяющее взято духовное начало.

Философия истории - один из путей к познанию духовной действительности. Это есть наука и духовность, приобщающая нас к тайнам духовной жизни.

Человек- микрокосмос, по Бердяеву, по внутренней природе есть великий мир, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи. Такое видение человека является предпосылкой и условием для создания исторической науки. Существует неразрывная связь между ними.

Эсхатология - учение о конце истории, об ее разрешении. Философия истории возможна, если в нее вводится религиозное понимание времени(проблема начала и конца).Если она рассматривается с христианской точки зрения (в центре теории - личность Христа)

История приобрела: динамизм, идею неоднократности, неповторения событий, - концепцию единства исторического процесса.

История постижима благодаря Христу (совершенный человек, образ Бога). Создавая философию истории, Бердяев задается вопросом прогресса общества.

Какой ценой достигается прогресс общества? Бердяев: Если мы верим в прогресс как конечную цель, то тем самым мы отрицаем смысл жизни прошлых поколений, которые превращаются в орудие достижения этой цели.

О ПРОГРЕССЕ: "Внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса. Т.е. природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни ,разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода."

ВОПРОС О РОССИИ: Ее предназначение - решить вечный спор между Востоком и Западом. Россия еще не осознала своего призвания (должна проснуться и осознать свое предназначение).

СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕРДЯЕВА Бердяев критически относился к коммунизму. Он предвосхитил волну социального критицизма.

"Воля к жизни","Человек и машина" - критика капитализма за его бездуховность, антигуманный характер. Всякое бывшее организованное общество враждебно свободе и склонно отрицать человеческую личность.

Бердяев различал марксизм как учение и как реальное воплощение на практике ("Истоки и смысл русского коммунизма" - 1937 г.на английском языке).Здесь он проанализировал особенности русской истории, национального характера: что необходимо было для восприятия русской революции интеллигенцией.

Исходное утверждение: специфическая особенность русской души, православный аскетизм со стихийно-природным началом. Русский народ - полярные противоположности: государственно-деспотическим и анархически свободолюбивым, склонным к национальному самомнению и всечеловечность. Религиозная формация русской души выработала: догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры.

Религиозная энергия русской души переключается и направляется целям нерелигиозным (к социальным целям) - способность. Этим свойствам созвучен марксизм (с религиозной точки зрения).

ТРАКТОВКА МАРКСИЗМА ПО-БЕРДЯЕВУ: Русский марксизм отличается от западного. Характерные для русской интеллигенции черты: способность беззаветно отдаваться идеям, идолопоклонничество, то, что на Западе выступало в качестве гипотезы, в России предмет абсолютной веры. Мотивы деятельности русской интеллигенции: протест против зла, сочувствие обездоленным.

Специфика русского марксизма: первое поколение восприняло марксизм в чистом виде, чтобы развенчать идеи народничества.

К социалистической революции можно прийти в результате индустриализации капиталистических отношений и формирования в массах революционного самосознания (Эту точку зрения разделял Плеханов - как по Марксу).

БОЛЬШЕВИЗМ Основной акцент - рабочий класс - носитель новых революционных идей - формирования марксизма как религии. Рабочий класс миссия для спасения от социальной несправедливости.

Но Бердяев не считал, что революция была случайной. Революция была объективна; и социалистическая в силу предрасположенности русского человека к социалистическим идеям.

Заслугой Ленина, по Бердяеву, является то, что он остановил хаотический распад России. Бердяев не отождествлял теорию и практическое применение теории коммунизма.

Каков выход России? Соединение идей коммунизма и христианства - создание христианского социализма. Христианство разрешает проблему отношений личности и общества.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач