Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Начало развития европейской философии

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5-4 вв. до н.э. Первые древнегреческие философы были обновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека.

Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главный вопрос раннегреческой философии - вопрос о первоначале мира. Родоначальник греческой философии Фалес,все существующее разнообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного - воды. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращается в воду.

Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная стихия - воздух. У Анаксимандра - апейрон(бесконечное) неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначально.

Гераклит Эфесский, главное произведение "О природе". Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступает как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир - по Гераклиту упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Все предметы и Явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. "Огня смерть - воздуха рождение и воздуха смерть - воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха - огонь" и т.д.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в определенной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость - это всеобщий закон Логос. Если сопоставить эту категорию с современными категориями, то она более близка категории "сущность" во многообразии ее связей и опосредований . Движение, по Гераклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь изменяет свое состояние.

Учение Гераклита о переходе одной противоположности в другую, об обмене противоположностей. Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными.

Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении певоначала мира. С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанциональный подход, с другой стороны, субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобретала значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего.

Философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационального знания. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных стихий к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего не может возникнуть: оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и небытия, так как небытия нет. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие однородно и непрерывно. Стало быть,нет и пустого пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все неприрывно, ведь бытие плотно примыкает к бытию. Бытие бесконечно во времени, ограничено в пространстве, оно шарообразно.

Элеаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами - мудрецами. Они также стремятся дать физическую картину мира. Так, Парменид многообразие мира сводит к двум началам. Первое - Эфирный огонь, чистый свет, теплое, второе - густая тьма, ночь, земля как костное начало, холод. Вселенная представляется Парменидом как состоящая из концентрированных кругов или венцов, которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной.

Учение элеатов о познании. Они четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение основанное на чувственных восприятиях. Знание их истинной сущности дает философское учение о бытие. Чувственное многообразие мира иллюзорно. Доказательству иллюзорности мира и движения посвящены трактаты Зенона. Если сущее множественно то оно одновременно должно быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и на столько большим, чтобы иметь бесконечную величину.

Атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит стремился к созданию стройного, ясного логически обоснованного учения. Исходная мысль его учения: "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных, неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом".

Онтология Демокрита. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое атом. Атомов бесчисленное множество. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают, не уничтожаются, обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Все тела состоят из атомов.

Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом бытие, то пустота - небытие.

    Суть онтологии Демокрита сводится к двум основным положениям:
  • Все вещи образуются и сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.
  • Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому, место занимаемое им совершенно случайно.
Космология и антропология Демокрита. Он пытался объяснить происхождение и развитее Вселенной. Бесконечное движение атомов приводит к их совпадению, подобные атомы отходят к подобным, одинаковые атомы образуют различные соединения. Более тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. Наиболее легкие тельца отступают в наружные части прустоты. Человек тоже скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа - это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.

Софисты и Сократ. Начало исследования проблемы человека положили софисты Протагор (480-410 до н,э.), Горгий(480-380 до н.э.) и др. Слово "софист" - от греческого софия - мудрость. Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто самые несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины.

В Философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Человек только в самом себе может найти истину. Высказывание Протагора:" Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют." Начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию Прогрессивное значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании: все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед его сознанием. Для Сократа(470-399 до н.э.) мерилом все вещей является человек как разумное мыслящее существо, поскольку в мышлении находят выражение общие законы. Основополагающая способность человека - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, всеобщее знание. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы получить его. Философия это способ познания добра и зла. Философия, учил Сократ, любовь к мудрости, любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. Сократ называл три человеческие добродетели 1) умеренность( знание как обуздывать страсть) 2) храбрость 3) справедливость. Таким образом, Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всеобщей жизни, в том числе и государства.

Платон (427-347 до н.э.) Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, недоступное чувствительному восприятию и постигаемое только разумом, бытие множественно. Бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей - идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Для объяснения многообразия существующего мира Платон вводит понятие материи. Материя это первичный материал, то из чего делают все чувственно-существующие вещи, материя может принять любую форму. Внесенное Платоном новшество о множественности бытия - идей поставило перед ним задачу объяснения связи между миму, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию единого, единое само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей Единое выше всякого существования и всякой множественности. Единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Космология Платона. Здесь Платон развивает учение о творении божества Космоса из первобытного Хаоса. Творец мира был добр и пожелал устроить чтобы было хорошо, застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и поистине одаренное умом. Платон был убежден, что небесные тела - это видимые боги, обладающие телом и душой Теория познания Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. Это по силам только мудрецам философам. Философия стремится постигнуть самое существенное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувствительных позиций всех природных вещей и человеческих дел. Истинным знанием обладает душа, которая состоит и трех частей: 1)разумной, 2)пылкой (волевой), 3)чувственной. Учение Платона впервые ставит вопрос об отношении бытия и мышления материально-чувственного и идеально-сущностного мира. И Платон решает это вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами.

Аристотель (384-322 до н.э.) Впервые провел разграничение наук. Теоретические: метафизика, физика, математика, Практические: этика, экономика, политика, Творческие: пооэтика, риторика. Учение о душе Душа является формой по отношению к материи. Душа присуща лишь живому существу. Душа - это проявл. активности живительной силы, Разумной душой облад. только человек. Разум составляет основное начало этой души, он не зависит от тела, он бессмертен и на-ходится в тесной связи с вселенным разумом, Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия. Учение о человеке Главное отличие чел. от жив. основывается на способности человека к интел-лектуальной жизни. Только человек способен к восп-ю таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Аристотель разделяет добродетель на два вида: диапоэтические, интеллектуальные и этические. Диапоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические-благодаря привычке.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач