Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности

Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, а общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой Общества. Особенности человеческого бытия – это то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру человеческого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос гносеологии), роль биолог и соц-х факторов познания, иссле-т закономерности развития человеческого знания и т.д. Г пытается дать образ чел-го познания, опир-ся на многовековой опыт, связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект и объект познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. В докантовсой философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же, то на что направлена поз-ая деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая порождала объекты. У К М и Ф Э эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие.

Каковы же основные качества субъекта отличающие его от объекта. Исходная характеристика С – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности субъекта.

Различия между объектом и субъектом относительны. С и О – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если активно воздействует то С, а если на него воздействуют др, то он превращается в О. С т зр марксизма, человек становиться С познания лишь в той мере, в какой он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира. А это значит что познание никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность. О – часть объективной реальности, с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие. Марксизм считает, что подлинным гносеологически субъектом является человечество, общество.

Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями, отражающей системы, т е сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач