Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Социальная структура общества

Социальная сфера общественной жизни как предпосылка и результат материального производства. Понятие социальной структуры

    В общественной жизни выделяется несколько сфер:
  • материально-производственная;
  • социальная;
  • политическая;
  • духовная сфера.
Социальная сфера порождается конкретной материально-производственной сферой. Она имеет свою структуру. Структурой вообще называют совокупность элементов и связей между ними. Социальной структурой в данном случае следует считать классы, социальные слои, сословия, нации и другие социальные общности, а также отношения между ними. На каждом конкретном этапе общественной жизни материальное производство может нормально развиваться или функционировать только при наличии определенной социальной структуры. Рассмотрим это на примере капиталистического общества. Из истории известно какими путями складывался пролетариат как класс и какое значение имел этот процесс для развития капитализма. После того как в Англии было проведено огораживание земель, там появились люди свободные в двояком смысле: во-первых, свободные от феодальных зависимостей, во-вторых, от всякой собственности на средства производства. Эти люди должны были стать пролетариатом, однако к новому классовому существованию они пришли не сразу. Из трех возможных источников существования, первый - продажа рабочей силы на фабрики, второе - нищенство, третий - разбой. Они сперва пытались заняться третьим. Тогда в Англии было принято законодательство, которое предусматривало за бродяжничество виселицу. Так посредством виселиц и плетей этих людей согнали на фабрику. Здесь очевидна роль государственного принуждения. Однако, только лишь средствами государственного принуждения удержать людей в рамках класса невозможно. Класс формируется как определенная целостность, тогда когда общие условия существования превращаются в жизненный уклад, в быт, в традиционные интересы. Тогда класс становится самостоятельным по отношению к индивиду. Как справедливо выразился Маркс, отдельное лицо может справиться с условиями своего бытия, но не масса закабаленных ими (условиями) людей. Само существование такой массы выражает подчинение индивида этим отношениям. Основным содержанием социальной структуры является классовая структура. Классы - это большие группы людей, которые отличаются друг от друга по следующим признакам:
  • по их месту в исторически определенной системе общественного производства;
  • по отношению их к средствам производства;
  • по роли в общественной организации труда;
  • по способам получения и размерам доли богатства.
Заслуга открытия классов и классовой борьбы в истории принадлежит трем французским историкам, эпохи реставрации, которые пришли к выводу, что в истории борются большие группы. Процесс маргинализации (маргинализация - это признак упадка общественных отношений) - это процесс возрастания массы людей, которая:
  • не участвует в производственном процессе;
  • не выполняет общественных функций;
  • не обладает социальным статусом;
  • существует на те средства, которые добываются либо в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов имущими классами во имя политической стабильности.
Такая часть населения называется маргинальной, т.е. находящейся на обочине. Этот процесс имел место во всех классовых обществах. Он сопровождал кризис античных полисов и римской империи. Это процесс маргинализации сопровождал также кризис средневековых и абсолютистских государств. В эпоху кризиса всегда массы людей отбрасываются на положение лишних и презираемых. В 1970-е в капиталистических странах имел место структурный кризис, связанный с переходом на новую модель развития капитализма, которая называется ресурсосберегающая модель производства и потребления. Это был скачок в интенсификации производства за счет массового потребления в экономике информационных ресурсов. В результате расширилась сфера надомного труда, появились также новые маргиналы, у которых высокий уровень образования и профессиональной подготовки, а также завышенные ожидания и политическая активность. Глубокие сдвиги затронули рабочий класс. Определяющими стали новые отрасли, связанные с новыми технологиями в результате появлялись новые рабочие, высококвалифицированные рабочие передовых отраслей. Наряду с рабочими местами такого типа информационная революция создала и другие, связанные с выполнением однообразных, монотонных действий, которые не требуют особой подготовки. Таким образом, произошла прямая деквалификация рабочей силы, когда квалифицированный труд заменился полуквалифицированным трудом. Время, таким образом, поставило вопрос о будущем труда. Этот вопрос стремились решить, прежде всего, при помощи обычных технократических трафаретов. Например, известный ученый польского происхождения Адам Шап, он считает, что рабочий класс должен исчезнуть, а на его место должна заступить информатика. Всех волновал вопрос о безработице, ради которой происходило сокращение рабочего времени. Шап говорит, если это не поможет, то нужно вводить "базисную зарплату" или "социальный доход". Это какая-то пожизненная рента, оторванная от производительного труда. Французский леворадикальный философ Андрэ Гоц написал книгу в конце 80-х "Прощание с пролетариатом" - пролетариат исчезает, а вместо него остается не класс не труда. Он возникает в результате ликвидации засилья товарных отношений, в том числе продажи труда. Вместо этого должен возникнуть добровольный обмен добровольными видами деятельности, цель которых не получение прибыли, а в них самих. Вместе с Гоцом работает ?Диазнак?, он по-другому посмотрел на безработицу, в ней он увидел симптом будущего общества, которое уже не будет обществом труда, это общество свободного времени. Диазнарк выдвинул такой лозунг: "Работать надо меньше, чтобы работать всем". Он говорит, что с начала 80-х гг такая ситуация уже была возможна, но на мировой рынок ворвалась Япония с присущими ей методами интенсификации труда, и тенденция наращивания сферы труда по сравнению со сферой свободного времени опять возобладала. У Маркса также были подобные мысли, когда он говорил, что будущее общество будет царством свободы.

Концепция социальной мобильности и социальной стратификации. Концепция Сорокина

Социальная мобильность, говорит Сорокин, это перемещение индивида внутри социального пространства. Социальное пространство - это народонаселение Земли, социальное положение человека это совокупность его связей со всеми группами населения и внутри каждой из этих групп. Положение человека в социальной вселенной определяется культурным установлением этих связей, совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляет систему социальных координат, которая позволяет определить социальное положение любого индивида. Сорокин использует обыденное знание, в частности такие понятия как "социальное восхождение" т.е. продвижение по социальной лестнице вверх или социальный спуск как продвижение вниз. Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших классов или слоев. Основа и сущность стратификации состоит в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны. Мы рассмотрим три вида стратификации:
  • экономическое расслоение, где есть имущие и неимущие,
  • политическая стратификация - когда в пределах группы существуют иерархически различные рамки в смысле авторитета и престижа, звания и почести, где существуют управляющие и управляемые независимо от того, как они сами себя называют или от того, как их называют,
  • профессиональная стратификация - когда члены общества разделены на группы по роду их деятельности, занятия, некоторые из которых считаются более престижными.
Эти три стратификации между собой переплетаются. Как правило, неимущие лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Сорокин говорит, что расслоение это характеристика всякого общества даже первобытного. Любая организованная социальная группа, как только она сорганизуется, неизбежно до определенной степени дифференцируется внутри. Как говорит Сорокин, феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве. Рассмотрим сначала экономическую стратификацию. Сорокин представляет себе профиль социального здания в виде конуса. Каково расстояние от основания до вершины, крутые или пологие склоны, какой профиль вообще у социального здания. Он приходит к следующим выводам: средний уровень благосостояния и дохода изменяются от группы к группе, от общества к обществу. В разные периоды времени внутри одной группы, средний уровень благосостояния и дохода варьируется. В этих колебаниях нет постоянной тенденции. Все направления вверх или вниз ограничены временем и местом. Скорее всего, они являются частью более длительного временного цикла. Различаются следующие циклы: малые деловые и более крупные в социальной сфере. Тенденция увеличения среднего уровня благосостояния и дохода во второй половине 19 в. в Европе и Америке является частью такого крупного экономического цикла. Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна. Неверными нужно считать гипотезы Маркса и Парето, у Парето была идея экономической стратификации, что частичность распределения доходов в любом обществе постоянная величина, т.е. у каждого свое социальное место. У Маркса другая идея - в Европе происходит экономическая дифференциация, так что средних слоев становится все меньше, средние слои беднеют, пролетариат достигает абсолютной нищеты, а богатство концентрируется на другом полюсе. Надо заметить, что это говорил не Маркс, хотя эта идея и встречается в марксизме. Очень рельефный профиль (т.е. очень высокий) нужно свести к абсолютно плоскому. Сорокин говорит, что концентрация промышленности не означает концентрацию богатств в руках немногих, он говорит, что на самом деле наблюдается диффузия (в смысле распыления, почему-то) богатства, в обществе и без того действует выравнивающая сила, которая отсекает верхние слои пирамиды, затем стратификация восстанавливается, но как только достигается новая точка насыщения происходит хирургическое вмешательство выравнивающей силы. Пример, революция 1917 г. когда осуществилось внезапное радикальное выравнивание. Если общество не погибает в результате того, что профиль становится плоским, то эта плоскость регулярно вытесняется конусом и неизбежной дифференциацией слоев. Сорокин говорит, что существует точка насыщения, дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда она достигнута, социальное здание рушится и его верхние слои низвергаются.

Политическая стратификация, Сороки говорит, что здесь тоже нет тенденции к понижению конуса. Нет постоянной тенденции от монархии к республике. Гражданин в свободной демократической организации фактически имеет в политике нулевое значение. Он не оказывает никакого влияния на избрание людей, которые правят его именем и за счет его авторитета. Т.е. политическая стратификация современных обществ не меньше чем она была в прошлом. Политическое неравенство усиливается в результате возрастания неоднородности населения. Когда в одном и том же политическом организме есть раб и английский пэр, туземец из Конго и профессор из Бельгии, то вы можете проповедовать равенство сколько угодно, но его никогда в этом политическом организме не будет. Уменьшить социальную стратификацию помогает длительное сосуществование людей в пределах одного и того же общества.

Профессиональная стратификация, которая проявляется в двух основных формах: межпрофессиональной и внутрипрофессиональной. Сорокин говорит, сегодня видя внутри профессиональной стратификации, мы имеет новую форму профессионального феодализма. Демократическое общество - это тоже самое феодальное общество только в новом обличии. С этой точки зрения он критикует также и социалистические теории равенства.

Рассмотрим социальную мобильность - это любой переход индивида или социального объекта из одной социально позиции в другую. Он выделяет два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. В качестве вертикальной - когда речь идет о восхождении или спуске, вверх или вниз, он приводит пример большевиков, которые взошли на верхушку социальной структуры советского общества. Сорокин указывает на каналы социальной циркуляции. Эти каналы являются также механизмами социального тестирования, отбора и распределения индивида внутри социальных страт. Это такие механизмы как: армия, церковь, школа, политические партии, семья, профессиональная организация. Чтобы общество процветало, социальное распределение индивида должно быть верным. Он говорит, что недопроизводство или перепроизводство элиты влияет на весь социальный строй общества. Он говорит, что если институты в качестве тестирующих отбирающих и распределительных механизмов имеют дефекты, то никакое социальное улучшение не принесет глубокого изменения. В конечном итоге, историю делают люди. Люди занимающие положение, которому они не соответствуют, могут успешно разрушить общество, но не могут создать ничего ценного.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач