Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Русская философия конца 19-го начала 20-го вв

Категория религиозной русской философии

Знаменитое понятие соборности впервые выдвинул Алексей Хомяков. Соборность есть особое дорефлексивное состояние в жизни тех, кто участвовал в жизни первых христианских соборах и формулировал первые догматы христианского символа веры. Соборность поясняет Бердяев, это собранный дух. "Критерий соборности, общности, вселенскости не есть критерий количественный, критерий большинства, соборность есть качество сознания". Напр., философия предполагает, согласно Бердяеву, такой уровень духовной общности близких людей, что может быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т.е. соборным, церковным.

Следующая категория - логос. Понятие логоса означает мировой смысл или большой разум, который функционирует в цельной жизни духа, логос мистичен и интуитивен, его нет в рационалистической философии. Бердяев говорит, что вновь обрести утерянный логос философия может лишь путем посвящения в тайны религиозной жизни. Таким образом, обретение логоса (большого разума) происходит отказом от малого разума человека в полном соответствии с духом и буквой первого послания апостола Павла "…ибо мудрость мира сего есть безумие перед богом". Эти строчки Бердяев взял для эпиграфа к своей книге "Философия свободы". Итак, логос это живое конкретное начало, т.е. живое лицо, конкретно идеальное начало. Явление логоса во плоти - сын Бога и человека.

Церковь. Бердяев поясняет так, церковь и есть душа мира соединившаяся с логосом. Можно сказать, что здесь Бердяев очень свободно обращается с христианским вероучением, в котором нет понятия душа мира. Это категория платоновской категории, которую Бердяев приносит в христианство. Церковь существует коспически, т.е. супранатуралистически (сверхприродно), церковь творится "т.е. созидается вне материального мира в духе". Она, как говорит Бердяев, преображенная плоть и в этом своем качестве она не совпадает с церковью как с социальным институтом. Институт церкви, существующий реально, Бердяев обвиняет за то, что человек утратил в нем свое центральное место. Лосский "Церковь это живой организм, члены которого не принудительно собраны внешним авторитетом, а свободно спаяны в единое целое соборным началом любви к богу и божественной правде". Бердяев говорит что, вселенское чувство к церкви было у Хомякова, который считал возможным преодолеть распри между восточной и западной церквями, причем предпосылкой объединения двух церквей и Хомяков и Бердяев считали православие, которое на практике сохранило свой соборный дух.

София. Учение о божественной Софии впервые разработал Владимир Соловьев. Для него София есть выраженная, осуществленная идея. София это хоть и материальный мир, но преображенная плоть, поскольку, поясняет Бердяев, земля метафизична, а не только физична. Земля наша принадлежит и иному миру - вечности. Софийность мира заключается в том, что он не может быть понят при помощи одного только разума, рефлексии. Но в главным образом понимается бессознательно. Для Соловьева бессознательное это гарантия силы разума и принцип космического устройства. Бессознательное мистично. Обожествляя его Соловьев, таким образом, включает в обиход русской философии идеи европейской мысли, поскольку бессознательное было разработано Шопенгауэром.

Теория познания религиозной русской философии

Философское познание это познание целостным духом, при помощи философии постигается конечное, последнее. Оно понимается религиозно и совпадает с космическим или церковным. Философия, таким образом, должна подпитываться религией. В духе Аристотеля и Гегеля, Бердяев утверждает, что философия ближе к истине, чем естественные науки. Бердяев выступает против попыток Декарта и Канта сблизить философию с естественными науками через их взаимное обоснование и оправдание. Природа философского знания принципиально иная, считает Бердяев, чем природа научного знания. Философия рождается на почве свободы или как уже говорили в духовном общении близких друг к другу людей через любовь и творческую интуицию, поэтому ценность философии неизмеримо выше, как говорит Бердяев - философия первороднее, исконнее науки, она ближе к науке, она из себя выделила науку. С другой стороны Бердяев противопоставляет философию обыденному познанию. Постигая смысл мира, философия выходит за его границы. "Философ не верит, что мир таков, каким нам по необходимости навязан" Бердяев. Философия, таким образом, искусство доступное немногим, оно подчиняется интуиции. Пафос гносеологии Бердяева выражен в следующих метафорических утверждениях: "познание есть жизнь и динамика в бытии, в познании цветет мир", "истина предметна, она живет, истина это сущее сущее существо". Значит познание имманентно бытию, оно есть особое качество бытия. Бердяев говорит, что основой его гносеологии является ответ Иисуса Христа "Я есть истина". Этой гносеологии предшествует церковное сознание, в котором отдельный человек связан с другими индивидами и выступает как отдельный организм. "Познание это брак познающего с космосом. Оно (познание) сверхиндивидуально и потому мистично". В силу этого гносеология в русской философии требует отказа от всякой рассудочности и рефлексии. Отсюда ее критика рационализма Декарта за то, что тот превратил бога в понятие разума, отсюда же ее критика эмпиризма Юма, за то, что в его системе опыт неполон без мистического переживания бога, греха, искупления. Отсюда также критика критицизма Канта, за то, что тот разделил субъект и объект познания не переходимой пропастью. Философия должна в конце концов признать, что мир постижим лишь мифологически и избавиться таким образом от кошмара математического естествознания.

Таким образом, Бердяев аннулировал противоположность двух направлений европейской философии стиетизма и антистиетизма. Бердяев в книге "Русская идея" говорит о том, что религиозная философия предполагает соединение теоретического и практического разума, достижение целостного познания это есть познание всей совокупности духовный сил, а не одним только разумом. Философское познание есть познание целостным духом в котором, разум соединяется с волей и чувством и в котором нет рационалистической рассеченности. Бердяев говорит, что таким образом происходит преодоление гегельянства и переход от отвлеченного идеализма к идеализму конкретному.

Идея конкретного сущего как основная идея русской религиозной философии. Понятие конкретного идеализма

Основная идея русской философии есть идея конкретного сущего, т.е. существующего, предшествующего рациональному сознанию. Эту оригинальную гносеологию Бердяев называет свободной (церковной) гносеологией. В ней любовь признается принципом познания и обеспечивает познание истины. Любовь это источник и гарантия религиозной истины. Общение в любви соборность есть критерий познания. Это также тот путь познания который противоположен декардовскому "я мыслю, следовательно - я существую". Бердяев подчеркивает, что не я мыслю, а мы мыслим, т.е. мыслит общение в любви, и не мысль доказывает мое существование, а общение и любовь, вот в чем суть этой гносеологии. Главная идея в русской философии это идея конкретности. Слово "конкретный" означает сращенный, в противоположность ему слово "абстрактный" означает то, что мысленно извлечено из конкретного. Ядро конкретного бытия стоит выше рационального, оно является сверхрациональным, металогическим, сверхпространственным и сверхвременным, таким образом, русская философия исходит из трех моментов, по определению Лосского:
  • Во-первых, это приоритет конкретного перед отвлеченным.
  • Во-вторых, приоритет индивидуального над общим, который распадается на:
    1. над общим как родовым и видовым бытием;
    2. над общим как над законами и правилами;
    3. вместо разделения на род и вид имеет место признание приоритета целого или органической цельности.
  • В-третьих, все философское мировоззрение окрашено преобладанием идей жизни, как творческой активности, где воля и сила не причины изменений, а сама творческая активность, отсюда в теории познания неизбежно появляется учение о сверхлогическом, сверхрациональном знании.
Рациональное слагается из абстракции и отвлеченности. Конкретная же философия должна распознать и иррациональное, сверхрациональное для чего недостаточно только чувственного. Знание о сверхрациональном ядре конкретного бытия может быть достигнуто лишь посредством такого способа познания как сверхчувственная интуиция. Эти идеи можно проследить во всей истории русской философии, напр. Иван Киреевский (один из славянофилов) отрицательно относился к отвлеченному разуму и рассудку, которые культивировала западная философия. Источник цельности мышления и нравов русского ума это гиперлогическое знание, в котором воля растет вместе с мыслью. Это живое знание, чтобы его достичь, нужно собрать в неделимую цельность все свои отдельные силы, т.е. логические способности, чувства, эстетический смысл, любовь. Причем необходимым условием синтеза веры и разума являются нравственная высота личности познающего субъекта. Как и Киреевский, А. Хомяков предпочитал отвлеченному конкретное. Его идеал знания - это живознание, которое он называл верой и о котором говорил, что эта вера обогащает рассудок ясновидением. Посредством живого знания постигаются основы бытия, это сила на низших ступенях природы и воля на высших ее ступенях. Эти основы бытия Хомяков называет допредметными.

В. Соловьев тоже рассматривает эмпирическое и рациональное знание как относительное, это знание из вне. Оно должно быть дополнено мистическим знанием, т.е. верой или знанием изнутри. Соловьев говорит, что в мистическом восприятии мы имеем дело с самостоятельным, конкретным бытием индивидуального существа. В мистическом знании, уму человека открывается мировой логос, как живое лицо, как конкретное идеальное начало. Кроме личного логоса, в философии Соловьева есть другие конкретные начала: София (как воплощенная божественная идея), Человечество (объединенное во Христе как Адам, как Бог), всякая индивидуальная человеческая личность как образ божий.

Павел Флоренский тоже разрабатывает идею конкретного сущего. Он разрабатывает вопрос поставленный Платоном, что значит видеть идею? По Платону видеть идею это способность абстрактного понятия, выражать многие единичные определения отдельных, единичных вещей. У Флоренского идея это живое существо как единство во многом. Человек (как человечество в целом) есть живое целое, в котором отдельные люди суть органы, это небесный человек, это тело христово. Эти идеальные целостности выражаются во многих религиях, пример, мифическое древо жизни, синтез растений неразделенный еще на виды, напр., египетские сфинксы, еврейский херувим. Идея воплощена имманентно (т.е. внутренне присущее явление) таким образом, у Платона идеи это трансцендентные сущности, а у Флоренского эта трансцендентность один из аспектов идеи.

Тема России и Запада в русской философии

Русская идея. Тайна всякой индивидуальности познается лишь любовью. Россия однозначно противопоставляется Западу, который верил в силу разума, культивировал индивидуализм, авторитет государства, права и церкви. Реакцией на западный вариант модернизации стало течение славянофильства, которое считало, что у России внеисторическое существование, у нее особый путь. Россию долгое время называли страной догоняющей и вопросы модернизации волновали русскую мысль в еще начале 20-го века. Так Бердяев критикует индустриальную цивилизацию, за то, что техника угрожает человеку и культуре, что культура становится не целью, а средством, что вещь ставится выше человека. Он сближается с учением марксистского фетишизма (фетиш - мертвый предмет, который ставится выше живого лица).

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач