Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Философия

Происхождение и предмет философии

Мифологическое мышление и его особенности. Образ и понятие

Философия изучает содержание человеческого сознания в его необходимой связи с бытием человека и общества, а также природы. Поэтому основным вопросом философии является вопрос о мышлении к бытию духа к природе, сознания к материи. Вопрос о происхождении философии является существенным для понимания характера этого знания. Существует три источника философии: мифология, обыденное сознание, донаучное знание.

Аристотель: философия также как и мифология рождается от удивления. Результат первоначальной человеческой эмоции, который носит познавательный характер, все-таки бывает различным (мифология или философия). Мифология это первоначальная форма выражения первых результатов освоения человеком окружающего мира, общества и собственной природы. Основной структурной единицей мифа является образ, всякий миф есть система образов. Во всякой системе есть внутреннее необходимые связи, т.е логика. У мифа тоже есть логика. Образ это чувственная форма, которая выражается в языке с помощью таких языковых фигур как метафора, аллегория, олицетворение и т.д.

Голосовкер: в мифе действуют две необходимые формы отношения образов, одна форма отношений заключается в том, что законы объективного мира в мифе не действительны (пространство и время как объективные формы внешнего мира в мифе не управляется теми же законами как в мире); философией называют, закон абсолютной силы желания это значит, что единственным условием, причиной и основанием выполнения какого либо действия является желание мифического персонажа. В общем, логика мифа это логика развертывания образа, например, образ зрения или чувственное представление.

Развитие образа зрения в греческой мифологии:
а) Циклоп не разглядел одним своим глазом хитрость Одиссея.
б) Аргус имел 100 глаз, сторожил дочь царя, и тоже не смог противостоять хитрости героя.
в) Эдип, который сам себя… лишил зрения. Обретение Эдипом духовного зрения сопровождается потерей зрения физического.

Видеть, это понимать суть происходящих событий, а не только воспринимать чувственную сторону предметов. В противоположность мифологии, философия выражается в понятиях, Гегель: философия в понятии у себя дома. Понятие - это отражение существенных, необходимых, закономерных связей явлений и процессов внешнего мира. Понятие это логически рациональная форма восприятия внешнего мира, а не чувственная. Образ не обязан согласовываться с внешним миром, образ это результат воображения. Понятие, в отличие от образа, обязано согласовываться с действительностью и системой понятий. Должно согласовываться с логикой нашей мысли. Понятие это единица мысли. Мысль с одной стороны и чувственность с другой стороны дают человеку законченное представление о внешнем мире. Мысль и чувственность это противоположности. В мифологии мысль присутствует, но это не главное средство, главное средство это чувственный образ, результат воображения. Поэтому образ должен быть прекрасным, это первое, что воспринимается в мифе. Греческая мифология стала основой греческого искусства, т.к. ее образы были прекрасными и выражали истину. Мифология имеет общие черты с философией, они обе говорят о всеобщем. Всеобщее содержание мифологии стало основой зарождения философии.
    Особенности мифологии:
  • Мифология, как знание, имеет антропоморфный характер (все явления в мире носят черты человеческих поступков).
  • Персонификация или олицетворение, каждая природная стихия представляется живым лицом. (Океан представлен как праотец всего существующего в мире). Чувства также подвергались персонификации.
  • Биологический генетизм, всё существующее в мире (напр. природная стихия) порождаются биологическим путем, т.е. биологической парой.
  • Миф отражает в своем сюжете подлинную историческую основу, напр. древнейший миф о происхождении мира, по которому небо насильственным способом отделяют от земли, он отражает в архаическом обществе отделение эндогамного рода (в котором возможны браки между родственниками) на две экзогамные фратрии.

Обыденное сознание как источник и противоположность философии

Обыденное сознание это противоположность философии. Но это и источник философии. Обыденное сознание складывается в повседневной жизни людей, в течение долгого времени (в жизни многих поколений) и приобретают силу абсолютного знания. Догмы обыденного сознания распространяются двумя путями: путем подражания (дети подражают родителям) и путем насильственного принуждения индивида со стороны общества (здесь имеем дело с общественными предрассудками и т.п.). Исторически философия выступала в виде ниспровержения догм обыденного сознания, в виде иронии (иронии Сократа). Ирония означает согласие с действующими в обществе предрассудками, но только по форме. Путем рассуждения иронизирующий человек приводит своего оппонента к тому, что он отказывается от своих первоначальных утверждений. Иронизирующий уже философ. Сократ, его ирония состоит в том, что философия должна быть вхожа в дома людей. Сократ отлавливал людей на городской площади и задавал простые вопросы, ответы на которые рождали новые вопросы. Сократ только помогал мыслить. Майевтика, как способ добывания истины, Сократ помогал рождаться истине, напр., задавал стратегу вопрос о мужестве, просил дать определение. Эта малая задача сложна, т.к. всякое определение содержит необходимые свойства предметов, которые надо понять, а потом найти путем дисциплины ума найти логическую понятийную форму. Древнее архаическое общество, которое мыслило мифологически или в понятиях обыденного сознания не могло перенести иронии Сократа, наивный человек всегда жестокий, поэтому архаическое общество Афин приговорило Сократа к смерти за иронию. Обыденное сознание не выносит философии, отвергает ее, но является и источником философии, семь мудрецов говорят: "Соображай, что делаешь". То, что в мифологии выражено чувственно, здесь выражено в моральной сентенции, моральное содержание обыденного сознания, которое стало выражаться в форме суждения, стало основой философии, т.к. философия тоже имеет моральное содержание. Обыденное сознание выражает истину и дает человеку возможность ориентироваться в мире, ядро обыденного сознания называют здравым смыслом. Нет такого человека, который мог претендовать на роль философа, не обладая здравым смыслом. Поэтому философия нуждается в здравом смысле. Философия теоретическое знание, его в обыденной жизни не приобретешь, в отличие от обыденного сознания и здравого смысла, но тем не менее, связь между здравым смыслом и философией существует, поэтому можно считать правыми тех философов которые утверждали, что каждый человек - философ.

Основной вопрос философии и две его стороны

Ближайшим к философии видом был элементарный счет, на основе которого возникает математика. Математика является пропедевтикой философии. Греческая пропедевтика означает вступление, начальный этап. Математика подготавливает человеческий ум для восприятия философских понятий, но человек овладевший математикой может никогда не перейти к философскому категориальному мышлению (категория - это предельно общее философское понятие, напр., понятие сознания или бытия). Гегель очень правильно говорил, что число легко воспринимается рассудком, а вот философское понятие рассудок отвергает, не приемлет. Математику любят все, философию понимают не многие.
    Особенности философского знания:
  • Философское знание носит всеобщий характер. Оно говорит человеку не о частном, обыденном и отдельном, а говорит человеку о всеобщем.
  • Философское знание прорабатывает мыслительные орудия, благодаря которым добывается новое знание во всех областях науки. Эти орудия называются методом, поэтому философия является методологическим знанием. Напр., диалектика как метод познания выражается в умении соединять противоположное и решать противоречия.
Абстракция является принадлежностью философского мышления, она является результатом процесса мысленного отвлечения от несущественных сторон предмета, явления, процесса и выделения в нем его необходимых и закономерным связей и сторон. Философия выражает свое знание посредством абстракции, поэтому сознание не воспринимает это знание. Число и счет как идеальный объект и логическая операция стоят посередине чувственностью и абстрактным мышлением, поэтому математик причастен к мышлению а с другой стороны далек. Особые общественные условия, в которых возникает философия… сущность условий выразил Гегель: философия возникает тогда, когда отступает набор вожделений, как возникает сильное желание обладания какой-либо вещью. Когда люди начинаю думать об общем интересе, а не об отдельных вещах, думать об общих предметах. Когда люди начинаю рассуждать на темы морали и подвергать критике существующие обычаи, тогда говорят, что люди начинают философствовать. Философия возникает в обществе, в котором имеет место расцвет действительной политической свободы. Она возникает в условиях политической демократии. Политическая свобода - это возможность высказывания знание, обосновывая при этом его истинность, своим личным разумением и опытом, и именно в демократии осуществляется данная возможность. Истину добывает каждый человек, руководствуясь только своим разумом и опытом.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач