Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

История экономических учений

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина

Краткие сведения

Эдуард Чемберлин (1899 - 1967) - американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. Окончил Айовский университет. В 1922 году Э. Чемберлин поступает в докторантуру Гарвардского университета и, закончив ее, остается здесь преподавать. В 1933 году ученый публикует свой труд «Теория монополистической конкуренции», который стал впоследствии классическим произведением. С 1939 по 1943 год он занимает должность главы отделения экономической теории Гарвардского университета, а в 1944 году становится вице-президентом Американской экономической ассоциации. В годы Второй мировой войны Э. Чемберлин работал в бюро стратегической службы США.

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э. Чемберлин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы. Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:
  • создание рынка одиноких товаров - этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;
  • рынок дифференцированных продуктов - контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные признаки.
    Предложенный им вариант монополистической конкуренции характеризуется следующим:
  1. число продавцов достаточно велико;
  2. каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов;
  3. товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;
  4. вход в производство близких групп продуктов не ограничен.
В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных ценах.

Роль конкуренции в теории монополистической конкуренции Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей. Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:
  1. манипулирование ценой - из-за монополизации рынка продавцом происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина);
  2. внесение качественных изменений в продукт;
  3. внедрение рекламы.
Последние два фактора относятся к неценовым факторам конкуренции. Позднее к неценовым условиям усиления монополистической конкуренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслуживание покупателей.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач