Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Экономическая теория

Конкуренция и монополия

Конкуренция является важным инструментом рыночного регулирования. Она служит стимулятором роста производства и повышения его эффективности. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и пропажи товаров. Конкуренция может выступать в различных формах и осуществляться разными способами. По сферам проявления конкуренция может быть внутриотраслевой (между товаропроизводителями одного товара внутри отрасли) и межотраслевой (между товаропроизводителями различных отраслей). По методам осуществления конкуренция может быть ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурентов. Неценовая - основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, которые достигаются за счет технического превосходства. По степени воздействия на рыночную цену различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция представляет собой идеальную конкуренцию, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.
    Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
  • большое количество мелких продавцов и покупателей;
  • продаваемый продукт однороден у всех производителей и покупатель может выбрать любого продавца товара;
  • невозможность осуществления контроля за ценой и объемом купли-продажи;
  • полная свобода входа и выхода из рынка.
Если на рынке есть конкуренция, то предприниматели для получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки на единицу продукции. Конкуренция создает у предпринимателей стимул к предложению разнообразных товаров и услуг для завоевания рынка.

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Здесь существует один продавец, который предлагает товар, на имеющий близких заменителей, и он способен контролировать объем предложения, а значит выбирать любую цену для получения максимальной прибыли. Это означает, что на рынке устанавливается "рыночная власть" (способность продавца влиять на цену товара). Для того, чтобы конкуренты не могли поникнуть на рынок, монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры. Искусственные барьеры могут быть представлены юридическими ограничениями в форме лицензий (право фирмы на исключительное осуществление определенных видов деятельности), авторских прав (контроль за продажей и распространением произведения в интересах его автора), товарных знаков (специальные знаки, позволяющие "узнавать" фирму) и др. Монополия в чистом виде на современном этапе встречается редко. Ее заменила монополистическая конкуренция - это относительно большое количество продавцов с похожей, но не одинаковой продукцией (например, рынок растворимого кофе) и олигополия - рынок, на котором существует несколько фирм, отдельные из которых контролируют большую часть рынка.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач