Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Экономическая теория

Модели рынка, их особенности

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовать коммерческие операции и т. п. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, побеждает в конкуренции и открывает себе дорогу к повышению благосостояния. Каждый таким образом сам за себя и для себя. В результате рынок направлен на то. чтобы через эгоистические интересы каждого служить удовлетворению интересов всех. Созданный коллективным разумом человечества, он и используется человечеством в целом. Все сказанное — своего рода модель действия рынка. Различают 4 модели рынка: первая — рынок совершенной конкуренции; вторая — чистая монополия; третья — монополистическая конкуренция; четвертая модель — олигополия. Первая модель — рынок совершенной (свободной) конкуренции, где может быть неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него; признаком свободной конкуренции является также однородность одноименных товаров, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок. Данная модель представляет собой научную абстракцию, позволяющую исследовать закономерности данного типа экономики в «чистом» виде Другими словами, в реальной хозяйственной практике рынок совершенной конкуренции почти не встречается. Вторая модель — чистая (абсолютная) монополия. Она существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. Этой модели присущи четыре характерные черты: а) продавец выступает как единственный, отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна; б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет хороших или близких его заменителей (такая ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт); в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок и т. п., г) на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры — как естественного, так и искусственного происхождения. В первом случае говорят об естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, транспортные предпр. В странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии находятся в собственности гос. или действуют под его контролем. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке. 3-я модель — монополистическая конкуренция. Это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продуктов или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. Эта черта главная для данной модели. Другая важная характеристика рынков мон. конкуренции — относительная легкость вступления в рынок. Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром, то есть она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта возможность и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. На рынках монополистической конкуренции могут действовать, наряду с мелкими и средними, и весьма крупные фирмы. Четвертая модель — рынок олигополии — это немногочисленность участников конкуренции, когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров и услуг. Классические олигополии образуются тремя-пятью производителями. (США - «большая тройка»: «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер»). Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т. п.; дифференциация — на рынках потребительских товаров. Немногочисленность фирм (компаний) способствует их монополистическим соглашениям: по становлению цен, разделу или распределению рынков или иным способам ограничения конкуренции между ними. Другими словами, олигополия — это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм и компаний на основе неформальных договоренностей контролируют производство и быт основной массы продукции.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач