Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Экономическая теория

Финансы в системе экономических отношений. Бюджетная и налоговые системы

Финансовые и бюджетные системы характеризуются, прежде всего, движением в них финансов. Финансы - это определенная совокупность отношений собственности по поводу формирования и использования фондов денежных ресурсов. Сущность финансов наиболее полно раскрывается в выполняемых ими функциях. Такими функциями являются:
  • Накопление необходимого количества денежных фондов (в том числе капитала) для осуществления расширенного воспроизводства.
  • Регулирование государством с помощью финансов процесса развития экономической системы. В частности, технологического способа производства и отношений собственности. В рамках этой функции выделяют контрольную функцию финансов, которая предусматривает контроль государства за порядком аккумулирования и распределения денежных средств предприятиями, финансово-кредитными институтами и организациями.
  • Распределительная функция, которая заключается в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта, в том числе национального дохода между отдельными сферами, отраслями, социальными слоями и группами.
    Основными субъектами финансовой системы являются:
  1. государственные финансы - это совокупность денежных фондов, которые аккумулируются в руках государства и используются для выполнения им социально-экономической функции. Составными элементами государственных финансов являются: госбюджет, внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования), государственный кредит.
  2. финансы предприятий и организаций - это совокупность денежных ресурсов для осуществления процессов воспроизводства в рамках того или иного предприятия или организации.
  3. финансы населения - это денежные ресурсы, которые формируются у жителей страны из доходов полученных от трудовой и хозяйственной деятельности или по наследству.
  4. Кроме названных субъектов выделяют финансы, связанные с личным и имущественным страхованием граждан.
В государственных финансах важнейшую роль играет государственный бюджет. Государственный бюджет - представляет собой отношение собственности между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой, по поводу изъятия, присвоения у последних части необходимого и прибавочного дохода и распределения его в соответствии с функциями государства. Будучи частью финансов, государственный бюджет выполняет распределительную и контрольную функцию.

Финансовая система как совокупность учреждений - это Минфин, ЦентроБанк (и другие коммерческие банки). В целом бюджет выражает денежные отношения и экономические связи в государстве по образованию и использованию денежный фондов государства и регионов, находящихся на самоуправлении. Особенностью бюджетных отношений является их безэквивалентность в единой системе распределительных отношений воспроизводства. Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях:
  • Формирование денежных фондов или доходов.
  • Использование денежных фондов (расходов).
  • Контроль за формированием и использованием денежных фондов.
Вся эта деятельность (организационных структур, бюджетных отношений) реализуется через бюджетную политику. Бюджетная политика - представляет собой комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджета, регулированию бюджетного процесса, управление бюджетным дефицитом (иногда профицитом) и организация бюджетного контроля. Бюджеты составляются на бюджетный или финансовый год. В РФ финансовый год совпадает с календарным. Кроме финансового года устанавливается и счетный период, который включает финансовый год и один месяц для завершения всех операций по исполнению бюджета. Бюджетные отношения реализуются в рамках бюджетных систем, которые представляют из себя совокупность всех бюджетов действующих на территории страны.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принцип ее построения. В РФ действует бюджетная система, в которую входят:
  • федеральный бюджет;
  • республиканские бюджеты республик в составе РФ, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей и городские бюджеты городов федерального значения (Москвы и Питера).
  • местные бюджеты.
Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Построение бюджета начинается с определения направлений и величины расходов. При этом различают расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и расходы, включаемые в бюджет развития. К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, средств массовой информации и иные расходы не включаемые в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями, социально-экономическое развитие территорий и иные расходы на расширенное воспроизводство. Расчет суммы расходов производится нормативным методом. Исходя из расчета на одного жителя и общей численности населения, с учетом этих норм составляется минимальный бюджет.

В доходной части выделяют закрепленные и регулирующие доходы. Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердой фиксированной доле (обычно в процентах) на постоянной или договорной основе, в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - представляют собой доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов, поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным и установленным на следующий финансовый год.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета, как правило, это ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты) в зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик, долг подразделяется на внутренний и внешний.

Дефицит бюджета может покрываться за счет дотаций и субвенций из бюджета вышестоящего уровня или за счет выпуска займов и использования кредитных ресурсов. Дотация - представляет собой сумму, которая выделяется из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Субвенция - это сумма денег, выделяемая на определённые цели, на конкретный срок для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно территориального образования. При использовании не по назначению, субвенции подлежат возврату. Они бывают текущие и инвестиционные.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр расходов заключается пропорционально снижению расходов примерно 5-10% ежемесячно по всем статьям бюджета за исключением защищенных статей в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов называется бюджетным процессом. Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
  1. Составление проекта бюджета. Это прерогатива Правительства, проект согласуется с Президентом, а потом вносит в Думу.
  2. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  3. Исполнение бюджета.
  4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Бюджеты составляют и исполняют органы исполнительной власти. Рассматривают, утверждают и контролируют использование бюджета органы законодательной власти. Бюджеты утверждаются в форме закона и в форме постановления (постановления) местного правительства или другого местного законодательного органа.

Представительный орган власти вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов. Эти средства находятся на спецсчетах, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением. К внебюджетным фондам относятся дорожные фонды, фонд занятости, социального страхования, пенсионный фонд, обязательного медицинского страхования, фонд по борьбе с преступностью, валютный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ и т.д. Отчисления в эти фонды производятся по специальным нормативам, которые постоянно пересматриваются.

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги, деятельность предприятий государственного сектора и прочие доходы, связанные с внешне экономической деятельностью государства - это доходная часть бюджета.

Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Налог - это обязательный взнос (платеж) в бюджет, осуществляемый плательщиками налога в соответствии с законодательными актами. В налогообложении участвуют субъекты и объекты. Субъекты - это плательщики налогов, установленные законом. Объекты - это все то, что в силу закона подлежит обложению налогом: труд (зарплата), капитал (движимое, недвижимое имущество), прибыль, дивиденды, земля и т.п. Срок уплаты налогов обязательно оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимаются пени независимо от вины нарушителя, сроком внесения налогового платежа. Ставка налога - это размер налога, устанавливаемый в процентах к объекту налогообложения, вводится высшим органом власти РФ и другими органами государственной власти. Льготы по налогам - это исключение из общего правила, они предусматриваются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и других факторах.

Преференции это особые предпочтительные льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третью сторону. Чаще всего преференции применяются в виде скидок с таможенных пошлин. Таможенные льготы в РФ установлены законом РФ "О таможенном тарифе". Сущность налогов проявляется в следующих функциях:
  • Регулирующая.
  • Стимулирующая.
  • Распределительная.
  • Фискальная.
Налоги обычно делятся на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные. Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и объектом налогообложения:
  • Прогрессивный налог - это налог, у которого средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.
  • Регрессивный налог - средняя ставка понижается по мере возрастания дохода.
  • Пропорциональный налог - его средняя ставка остается неизменной от изменения дохода.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные:
Прямые налоги - устанавливаются на доход и на имущество.
Косвенные налоги - это налоги, включаемые в виде надбавки в цену товара, их оплачивает непосредственно покупатель данных товаров, услуг. К ним относятся НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Налоговая система - это совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Это система налогов и порядок их выплаты определяется законом РФ "Об основах налоговой системы РФ".
    Налоговая система включает в себя три уровня:
  1. федеральный (НДС, акцизы и т.д.).
  2. республиканский.
  3. местный.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач