Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Культурология

Трагедия Софокла "Царь Эдип"

События в трагедии трактуются в двух ракурсах:
  • сами по себе,
  • в определённой взаимосвязи с друг другом.

В результате получается что одни и те же события можно воспринимать совершенно по-разному, получается парадокс Зенона "Ахилл и черепаха". Суть этого парадокса в следующем: он предлагал устроить соревнования между черепахой и Ахиллом, чтобы выяснить, кто из них быстрее. Предполагалось, что Ахилл даст черепахе фору, Зенон утверждал, что если рассматривать с обычной точки зрения, то это соревнование бессмысленно.

Ищете Ксеникал?

В нашей аптеке лучшая цена на ксеникал в рублях.

Но Зенон предлагал подойти к этому вопросу по-другому, отвлечься от тех обычных повседневных представлений. И тогда получается, что если запустить черепаху первой, то между ней и Ахиллом образуется некоторое расстояние, когда Ахилл побежит за ней, пока он будет пробегать это расстояние, черепаха пройдёт еще некоторое расстояние, и пока Ахилл будет преодолевать это расстояние, она опять уйдёт вперёд, и ему опять придётся преодолевать этот промежуток, а черепаха опять уйдёт вперёд, и так бесконечно, в конечном итоге черепаха всегда будет первой. Смысл парадокса в следующем, в зависимости от точки зрения можно прейти к совершенно различным выводам, отсюда древние греки начали различать два анализа: обыденный и теоретический. Парадокс Зенона - ключ к пониманию трагедии Софокла.

Исторически, царь Эдип, это древний мифологический сюжет, Софокл переиграл миф, и следовательно видоизменил его, переосмыслил.

Пересказ сюжета трагедии Софокла "Царь Эдип"

В Фивах свирепствует эпидемия чумы, она уносит огромное количество жизней, город на грани вымирания. Наиболее авторитетные граждане отправляются к царю Эдипу, с требованием поддержки, помощи. Эдип их выслушивает и принимает решение им помочь всеми своими силами. Он обращается к брату жены (жена - Иокаста, брат жены - Креон). Креон должен отправиться к дельфийскому оракулу за советом, вернувшись оттуда, он заявил Эдипу, что эпидемия началась не случайно, и она будет продолжаться до тех пор, пока не будет обнаружен человек, который совершил ужасное преступление в этом городе много лет назад, и это было всё, что сказал оракул.

Эдип обращается к Иокасте с требованием рассказать о давних событиях в этом городе, поскольку на его памяти нечего не было. Она рассказала ему о том, что до того как она стала его женой, она была женой другого царя. Этого царя звали Лай, и у них не было детей. Лай отчаявшись, отправился за советом к дельфийскому оракулу, и тот предсказал ему, что у него родится сын, который убьет его (отца - Лая) и женится на своей матери, то есть жене Лая - Иокасте. И действительно, спустя некоторое время, у Иокасты рождается сын, Лай, сильно испугавшись, решает убить своего сына, он отдаёт приказ Иокасте, чтобы она убила ребёнка, она вызывает слугу, и приказывает ему бросить ребёнка в пропасть, предварительно проколов ему ступни, чтобы он не смог выбраться. Проблема решилась, ребёнок погиб. Спустя некоторое время всё забылось, Лай успокоился и поехал в командировку, в пути его убивают. Освобождается место царя, и его занимает Эдип, который по обычаю берёт в жены вдовы, предыдущего царя. /// Это был своего рода допрос. Рассказ Иокасты, заставил Эдипа вспомнить свою жизнь. Теперь Эдип сам становится свидетелем.///

Он вспоминает, что сам является сыном коринфского царя. Вспоминает также, что однажды на пьянке ему сказали, что он приёмный сын, его пытались разубедить, но он решил сходить к дельфийскому оракулу, чтобы узнать истину. Оракул сказал ему, что он убьёт своего отца и женится на матери. /// То есть Эдип вспоминает этот прецедент при рассказе Иокасты, но в её рассказе предсказание касалось Лая, а в его воспоминаниях оно касалось его самого ///. Услышав предсказание, Эдип решает уйти из города (это в прошлом, в смысле от приёмных родителей), в горах он встречает старца с охраной, который потребовал ему уступить дорогу, Эдип посчитал это оскорблением и убивает старца и всю охрану, за исключением одного человека, который успел убежать. На дальнейшем пути он встречается со Сфинксом, который очень длительный отрезок времени терроризирует местное население своей загадкой "Утром на 4-х ногах, днём на 2-ух, и вечером на 3-ёх, Hy is is?", если ответ был неверны, а так было всегда, то сфинкс убивал человека. Эдип с ходу ответил, что это человек, сфинкс исчез, поскольку ответ был правильным. Горожане, в виду этого решили избрать его царём, поскольку старый царь погиб, это был Лай, а Эдип оказался славным малым, который спас город от сфинкса.

Вот что он вспомнил. А прожили они с Иокастой довольно длительный отрезок времени, у них было 4-ро детей. Эдип всё обдумал и забеспокоился, поскольку было слишком много совпадений. Пока Эдип раздумывал, прибыл коринфский вестник и пригласил его править в Коринф, поскольку его отец умер (приёмный). Иокаста обрадовалась, а Эдип сильно расстроился, поскольку его отец в Коринфе умер ненасильственной смертью, значит либо предсказания оракула неверны, либо отец не родной. Эдипу была необходима дополнительная информация. Она появилась в лице того слуги, который должен был бросить ребёнка в пропасть, он также был в охране Лая в тот роковой день, и был тем, кто сумел скрыться с места побоища. Тогда в тот памятный день, он прибежал в Филы и сообщил, что на них напала банда, и убила всех. Когда он увидел, как горожане возводят на престол Эдипа, он сослался на душевную травму, и стал пастухом в горах, поскольку боялся, что Эдип опознает его.

Когда Эдипу потребовалась дополнительная информация, он обнаружил этого пастуха и начал его допрашивать, пастух сознался, что он не бросил младенца в пропасть, а отдал его знакомому горцу, а тот назвал его Эдипом (повреждённая нога), все раны у ребёнка зажили. Пастух также сознался, что никакой банды не было, а был только один человек - Эдип. Окружение Эдипа и он сам начинает догадываться в чём дело. Эдип также вспоминает один момент в самом начале расследования дела, Креон, вернувшийся от оракула, также добавил, что Эдипу необходимо разыскать некого старца Тересия. Эдип нашёл его, и Тересий сказал, что Эдипу лучше в это дело не лезть, но Эдип настаивал, и тогда старец сказал, что Эдип сам и есть главный источник бедствий и трагедий. Когда Эдип наконец всё понимает, он бросается к жене, Иокаста не выдержав, убивает себя. Эдип, в свою очередь, выкалывает себе глаза её пряжками и отправляется в изгнание, с ним пошла его дочь Антигона.

Софокл написал продолжение этой трагедии, вернее 2 продолжения, то есть получилась трилогия: "Царь Эдип", "Эдип в Колонии", "Антигона".

Анализ

Почему Софокл игнорирует в своей трагедии столицу - Афины, культурный центр. Это не случайно, поскольку в Афинах существовали жёсткие нравы, такие как убийство и продажа в рабство детей. На всей территории древней Греции существовало только два города, которые запрещали это делать, и одним из них были Филы, там было запрещено убивать своих детей. Поэтому только в этом городе заговор Лая с Иокастой приобретает смысл, поскольку в других городах они могли бы публично убить своего ребёнка, и не понести наказания.

В трагедии часто упоминается дельфийский оракул, оракулы - это посредники между богами и людьми, их основная цель - сообщать людям волю богов. Обращение к богам оказывается для греков обычным явлением. Когда Эдип ушёл из Коринфа в изгнание, это было равнозначно высшей мере наказания. Поскольку у древних греков существовали 2-е высших меры наказания, равнозначные между собой, это убийство и изгнание из полиса. Полис, это было маленькое государство, с небольшим количеством населения, и жизнь вне него было для греков равнозначно гибели. Именно в виду малочисленности населения эпидемия так быстро стала угрозой вымирания всего полиса. И именно поэтому Эдип был обязан вмешаться, поскольку его государство было на грани гибели. Когда Эдип ушёл из своего полиса, он оказался никем и нечем, когда он оказался на горной дороге, там не действовали ни какие законы, прав был сильнейший, поэтому когда Эдип всех убил, он не чувствовал себя виновным, там не действовали человеческие законы. Когда жители Филы отправили ослеплённого Эдипа в изгнание, они назначили ему высшую меру наказания.

Зачем же он себя ослепил? Ведь эта глупость, ему и так дали высшую меру, Эдип сказал, что он не может смотреть в глаза своих детей. Когда Эдип ушел, его сыновья стали воевать за трон, это вражда была очень кровавой, и совершенно без нравственной. В Колонии его догнала вторая дочь, и обвинила его в этой вражде, поскольку он ушёл, и потребовала его возврата в Филы, для успокоения братьев. Эдип ни как на это не прореагировал, это позволяет судить о истинности. Эдип спустя некоторое время умирает, и Антигона возвращается назад в Филы. Когда она возвратилась, она узнала, что один брат в конце концов убил другого, но ненависть была настолько велика, что он приказал выбросить его тело за черту полиса, и запретил его хоронить. Антигона нарушает приказ брата, и хоронит, за это она умирает. То есть Эдип открыл целую цепь убийств, но не считал себя в этом виноватым. Лай в своё время, совратил сына другого царя и его прокляли боги. Поэтому боги, когда решали, какое наказание определить Лаю, придумали Эдипа. И кто же в конечном итоге виноват? Лай, когда сознательно приказал убить своего сына, или Эдип, когда убивал наглого старца на горной дороге, не зная, что это его отец.

Эдипу вообще говорили не лезь в это дело, но тем не менее он бросается на помощь к своим поданным, ему приходится расхлёбывать похождения Лая, какая страшная судьба была определена Эдипу. И опять возникает вопрос, зачем Эдип себя ослепил? Когда Софокл писал эту сцену, у него не было слов, чтобы выразить свои мысли, в то время не было. Эдип по существу стал мудрецом, он что-то осознал, поэтому Софокл верно вводит жест, точно отражающий ситуацию. На самом деле он выколол глаза, чтобы показать Тересию, что он всё понял и осознал.

Эдип всё делал правильно, когда ушёл из Коринфа, вроде бы поступил благородно, чтобы избежать убийства своего отца, но он мог просто удить себя и тем самым решить все проблемы. Когда на горной дороге дрался, он знал как опасно убивать, поскольку пророчество гласило, что он убьёт своего отца, ведь он мог просто уйти, но он этого не сделал. Когда встретил Сфинкса, когда разгадал загадку, но он разгадал её поверхностно, и возомнил себя гением, а ведь Сфинкс освободил ему дорогу для женитьбы. Главная проблема, это он, там где он находится, там опасно, он долже был умереть с самого начало. Он сам сразу не понял главного, что он сам причина всего. Когда выкалывал себе глаза, понял, что надо идти от общего к частному, то есть от себя к событиям.

В древней Греции, слепой считался мудрецом. Получается, что Эдип был первым мудрецом, философом. Суть предсказания оракула не в смертях и событиях, а в том, что Эдип станет мудрецом, философом. Когда в Филах были проблемы, могли бы обратиться к Тересию, он ведь всё знал, но не помогал. То есть в этом смысл, греческая культура научилась ценить "белых ворон". Но трагедия не разрешает такой вопрос, как способ рождения мудрецов, это остаётся загадкой.

Тересий будучи молодым человеком, увидел спаривающихся змей, он не выдержал и ударил их палкой. Боги превратили его за это в женщину, до тех пор, пока он снова не увидит такую же сцену, и не поступит по-другому. Через несколько десятков лет Тересий увидел туже картину, но не вмешался в сладостный процесс, и боги его простили, превратили обратно в мужчину. Однажды Зевс и Гера поспорили, кто получает больше удовольствия во время близости, мужчина или женщина. Естественно, что они обратились к Тересию, и он поддержал Зевса (Зевс говорил, что женщина получает больше удовольствия), Гера отомстила Тересию, ослепив его, а Зевс, в свою очередь, даровал ему жизнь в 7-мь раз длиннее человеческой и сделал мудрецом. То есть между рождением следующего мудреца (Эдипа), проходит длительны промежуток времени. Тайна этого рождения, так и осталась тайной.

Театр становится уникальной вещью, ведь рассказ о истории Эдипа, мы наблюдаем в его завершённости, мы видим полностью завершённую картину, зритель может увидеть всё в целом, то есть театр учит рациональному дедуктивному мышлению.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач