Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница Шпаргалки
Решение задач Эксклюзивные фото по химии
Сочинения (более 4000) Юмор из жизни учащихся
Вернуться в раздел "Учебные материалы"

Культурология

Рациональное мышление как главное изобретение античной культуры

Рациональное мышление – это упорядоченное мышление, мышление, которое осуществляется на основе определенных правил. Базовые правила рационального мышления это правила логики. Сам факт рационального мышления говорит о принадлежности к традиционализму, так как такое мышление предполагает наличие каких-то рамок, устоев в которых действует мышление, и которое передаётся из поколение в поколение. Рациональное мышление следует рассматривать как высшее достижение древних греков, они передают его европейской культуре. Рациональное мышление является той главной ценностью на основе которой строится воспитание и образование в Древней Греции.

Формирование рационального мышления греки связывали с двумя культурными формами – философией и риторикой. Философия предполагает умение правильно мыслить, риторика предполагает умение правильно говорить. Греки считали, что это две стороны одной медали, человек который не умеет правильно говорить не может правильно мыслить, и наоборот. Когда человек говорит, он обрекает свои мысли в словесную форму, доделывает мысль. Эти два качества получили название Paideia. Именно отсюда и вытекает негативное отношение греков к варварам. Греки не могли даже предположить обратное, то что возможно отдельное существование этих двух качеств, а поскольку варвары не могли говорить, следовательно они тупые, так думали греки. Греки чётко формировали взаимосвязи мысли и слова. Правильное мышление и говорение должно было передаваться из поколения в поколение, требовались особые институты для этой передачи. Греки затрачивали большие количества энергии на создание этого механизма (Paideia), чтобы передавать знания потомкам.

Рациональное мышление проявлялось в двух сферах жизни греков:
  • В повседневной жизни. Это касалось всех живущих тогда греков. Античное рациональное мышление в сфере повседневности.
  • В индивидуальной сфере жизни. Для характеристики и изучения рационального мышления необходимо обратиться к творчеству Платона, Аристотеля и Сократа. Античное рациональное мышление в сфере философской мысли.
Особенностью греческого рационализма явилось то, что он носил дедуктивный характер. Что значит, что движение мысли должно начинаться с общего и двигаться к частному. Дедуктивный метод - от общего к частному. Этот навык вырабатывался в самых разных сферах жизни греков. Рациональность проявлялась в повседневных сферах жизни: войне, колониальной политике, государственном правлении и театре. Это сферы массовой жизни, каждый член греческого общества так или иначе коснулся их.

Война

На протяжении длительного времени (с 5-го по 3-ий век до нашей эры) греки вели активные военные действия. Вообще война была повседневным занятием для всех древних племен. В вышеуказанный отрезок времени греческие полисы оказались в серьезной опасности, они подверглись агрессии со стороны персидской державы. Греки столкнулись с проблемой, каким образом организовать оборону. Основной костяк персидской армии составляла конница, которая с легкостью расправлялась с войсками греков. Греки не могли себе позволить содержать конницу, поскольку они изначально не имели подходящих условий и возможностей. Вопрос как противостоять коннице был весьма актуален. Можно было обратиться к опыту египтян, то есть использовать легковооружённую пехоту, но этот способ не подошёл, поскольку персидская конница с легкостью их "мочила". Греки пошли другим путём, и придумали гоплитов, тяжеловооружённую пехоту с длинным копьём, благодаря этому копью, воин мог удерживать конного противника на расстоянии, но из-за тяжести вооружения гоплит был сильно ограничен в маневренности и представлял довольно лёгкую мишень для всадника. Именно поэтому греки придумали особый способ организации войска - шеренгу гоплитов, которая смогла без особых проблем отражать нападения конницы, гоплиты становились плечом к плечу и ощетинившись длинными копьями встречали конного врага. Отсюда, основная единица греческого войска не отдельный гоплит, а шеренга гоплитов. Оказалось, что шеренга довольно маневренна, отдельному войну требовалось делать всего лишь несколько шагов, но это при условии синхронности действий, сохранении строя. Поэтому основной задачей каждого война стало отслеживание порядка в шеренги, синхронности действий.

Всё это явилось практическим воплощением дедуктивного метода. Гоплит изначально держал в голове план шеренги, представляя себя ее компонентом, определял свои действия только при соотнесении их с действиями шеренги, то есть от общего к частному.

Перед сражением молодой войн, завидев врага, вырвался из шеренги навстречу противнику, но осознав, что один он ничего не сможет сделать, вернулся в шеренгу. Греки выиграли это сражение. Молодому войну было сказано, что он совершил глупость дважды, когда вышел из шеренги, и когда вернулся в неё. Греки порицали его не за трусость, а за то, что он нарушил боевой порядок дважды, заставил перестраиваться всю шеренгу.

Греки полагали, что мужество проявляется тогда, когда человек строго и точно исполняет свои обязанности, действуя на строго отведённом ему месте. Прежде всего интересы коллектива. Греческая культура в пору своего рационального расцвета сформировала особый психологический тип человека - рассудительного и содержательного. Эмоции не играли не какой роли, прежде всего рациональный подход. Для древнегреческой культуры важен не сам человек, а только когда он работает на коллектив, то есть она не приветствует "белых ворон", людей которые выделяются из массы.

Применительно к военному делу навыки рационального мышления дали серьёзный результат. Греки за 150-т лет войны с персами не разу не потерпели значительного поражения. При том, что у персов была огромная держава, дававшая немыслимый экономический потенциал, греки же жили в обособленных городах-полисах. Аристотель говорил, что территория полиса такова - человек взойдя на самое высокое место в городе мог обозреть окрестности, то что он увидел, и есть территория полиса, а то, что уже не доступно невооруженному глазу - чужая земля.

При ведении боевых действий, персы использовали авторитет своего вождя, заградительные отряды, для того, чтобы заставить своих воинов воевать. У греков же ничего из этого не было, они понимали всю серьёзность ситуации. Шла не просто война, решался вопрос, какой образ жизни сохраниться - естественная греческая или восточная. Поэтому они защищали нечто более, чем свои жизни. Это было первым столкновением Востока и Запада. На стороне греков встало рациональное мышление. Война была своеобразной тренировочной площадкой на которой вырабатывался дедуктивное рациональное мышление. Поэтому военная подготовка и служба стали важным элементом Paideie.

Колониальная политика

Сельское хозяйство в Греции было основано на производстве оливкового масла и вина. Объём производимой продукции был недостаточен, для полного обеспечения населения продуктами питания. Греки столкнулись с тем, что количество населения всегда больше, чем количество продуктов. Возникла опасность возникновения социальных конфликтов, переделов собственности. Эти проблемы были характерны для большинства древних племён. Древняя Персия решала этот вопрос с помощью силы, кровавыми способами. Греки придумали колониальную политику, отправляя лишнее население в колониальные экспедиции. Старались отправлять туда людей активных с неустойчивой, эмоциональной психикой. Эти экспедиции были отдушиной для сброса лишней энергии. Эти экспедиции заканчивались успехом лишь в том случае, если были заранее тщательно продуманы, запланированы, а это требовало составление общего плана, хранения и продумывания его в голове, составления совместных действий. Задачей каждого являлось выполнения экспедиционного плана, действие в его рамках, что являлось типичным проявлением дедуктивного рационализма. Это сфера жизни древних греков оказалась такой же тренировочной площадкой для формирования рационального мышления, как и война.

Государственное правление

Участниками народного собрания могли быть только свободные граждане. Они не просто должно были участвовать в деятельности народного собрания, это было их обязанностью. На первом месте опять же стояли общие задачи. При голосовании непременно надо было высказать своё мнение, воздержаться нельзя. На народном собрании выступали ораторы, что напрямую связано с риторикой. Искусство правильно говорить являлось неотъемлемой частью подготовки оратора. Риторика приобретала насущные потребности, она воплощается на практике. Причём это искусство основывалось на дедуктивном рационализме, доводы для убеждения приводились ораторами от общего, то есть весь государственный аппарат строился на дедуктивном рационализме. В других высших органах власти также участвовали в правлении народные массы, за исключением совета десяти стратегов, в который выбирали уже на основании профессиональных и материальных качеств. В течении жизни, все греки проходили через государственное управление, играли в нём ту или иную роль. Вознаграждение было чисто условным, довольствовались всеобщим признанием.

Спарта не была демократической республикой, но в нашем понимании Спарта и Афины это равнозначные понятия, каким же образом ей удалось оставить о себе память на протяжении такого времени? В Афинах была демократическая форма правления, которая взрастила великих мыслителей, именно поэтому мы и знаем хорошо историю Афинского полиса, через труды этих деятелей. В Спарте в виду олигархического строя великих мыслителей не было, но тем не менее мы знакомы с ней, поскольку афинские мыслители увековечили не только Афины, они запечатлели Спарту как альтернативный вариант демократии. Получается, что древнегреческое рациональное мышление напрямую связанно с демократическим государством, при других формах правления это мышление попросту не возникало.

Театр

Это одно из наиболее радикальных изобретений греков. В вышеуказанных сферах жизни, непосредственно участвовал каждый из греков, поэтому рациональное мышление воспринималось лишь фрагментарно, не было возможности наблюдать его со стороны, чтобы лучше осознать. Театр же предоставил возможность грекам взглянуть на дедуктивный рационализм со стороны, глубже его понять. Формируется особый тип - зритель, для греков театр не был развлечением, посещение театра было сходно с посещением народного собрания. Театр сплачивал гражданский коллектив как единое целое. Зрители воспринимали происходящее не сцене в целом, не отдельные стороны, фрагменты, а всю идею, постановку в целом.

Необходимо использовать данную призму дедуктивного рационализма изучая театр того периода, поскольку рационализм использовался древними греками при создании и постановке в театре.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач