Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница сайта Шпаргалки для учащихся
Помощь в решении задач по предметам Убойные фотки по химии
Сочинения (больше 4000) Жестяной юмор из жизни учащихся
Вернуться в меню книги об истории открытия химических элементов

Свойства и противоположности

Кроме вопроса о первоматерии, частич но еще у Ксенофана (580-490 гг. до н.э.) и отчетливо у Гераклита встречается понятие противоположности как причины постоянно протекающих изменений в мире. Эти представления, основанные на фольклорных идеях о суше как источнике всего мира и ее борьбе с водой, были обобщены Эм-педоклом (около 483—423 гг. до н.э.). По его мнению, все вещи, материалы и т.п. возникают в результате смешения четырех стихий, "корней вещей" - огня, воды, воздуха и земли, а исчезают в результате разложения на эти первоэлементы. Поводом для процессов возникновения и разложения является борьба двух противоположных сил - ненависти и любви; ненависть ведет к разложению, а любовь — к смешению стихий. При таких постоянных изменениях длительно существовать может лишь то, что целесообразно. Таким образом, и Эмпедокл смешал в одну кучу научные знания и мистические идеи. Он стал одновременно основателем первой химической теории и отцом алхимии. Кстати, Эмпедокл высказывал и идеи, близкие к т еории отбора Дарвина и теории химического сродства.

В последующем четырехэлементная теория была развита выдающимися философами древности Платоном и Аристотелем. Платон (428—348 гг. до н.э.) рассматривал материальные предметы как отражение их "идей" — сверхрациональных прототипов, в которых абсолютным образом воплотилась сущность предмета. В своих ранних работах Платон почти без изменений принял идеи Эмпедокла. Однако позже он предложил каждый элемент выразить с помощью геометрического тела, а поскольку правильных многогранников существует пять, он предположил существование пятого элемента, названного эфиром, который должен окружать составленную из четырех элементов Землю (здесь Платон повторил идею пифагорейца Фи-лолая). С огнем Платон сопоставил тетраэдр, с воздухом — октаэдр, с водой - икосаэдр, а с землей - гексаэдр (куб); ученики Платона впоследствии соотнесли эфир с додекаэдром. При этом Платон использовал некоторые положения демокритовского атомизма. Он считал также, что эти элементы в принципе все состоят из одной и той же первоматерии и могут переходить один в другой как геометрические тела: например, из двух октаэдров воздуха может возникнуть тетраэдр огня. Благодаря этим процес-

Горячий

Сухой

Воздух

Мокрый

Земля

Холодный

Вода

Аристотелева четырехэлементная схема; связь между "элементами'*и их свойствами

сам вода при нагреве переходит Огонь

в воздух, а при охлаждении — в землю, образуя лед и снег, а под землей она уплотняется до минералов. Он сделал вывод о родстве металлов и минералов с водой, так как при нагреве они плавятся и становятся подобными воде. Золото, самое дорогое вещество, считалось самой плотной материей.

Великий ученик Планота Аристотель (384—322 гг. до н.э.), чья философия, значительно больше обращенная к природе, оказывала существенное влияние на научное мышление в течение долгих веков, большей частью принимал эти же взгляды, но стремился тесно связать их с наблюдаемыми в природе явлениями. Поэтому в элементах его интересовали больше всего их чувственно воспринимаемые свойства. Огонь был сухим и горячим, вода — влажной и холодной, воздух — влажным и теплым, земля — сухой и холодной. Таким образом, два элемента в двух главных свойствах различались по своему восприятию, образуя несовместимую противоположность, а по двум другим свойствам оказывались одинаковыми, т.е. проявляли родство.

Аристотель считал, что родственные между собой элементы могут соединяться и при определенных условиях даже переходить один в другой, а совершенно противоположные элементы лишь с трудом могут или даже вообще не могут переходить один в другой. В результате таких процессов перехода должны появляться различные вещества в непрерывном, подчиненном целесообразности круговороте, причем равновесие между элементами всегда сохраняется. Как ни странно, эта схема очень сходна с современным понятием замкнутой термодинамической системы. Пятый элемент — эфир — заполнял, по мнению Аристотеля и его учеников, небесное пространство и находился в постоянном круговом движении, не участвуя в происходящих на Земле процессах.

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач