Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.

Узнать больше...

Главная страница сайта Шпаргалки для учащихся
Помощь в решении задач по предметам Убойные фотки по химии
Сочинения (больше 4000) Жестяной юмор из жизни учащихся
Вернуться в меню книги об истории открытия химических элементов

Не хватило 4 процентов

 

В 1817 г. Берцелиус поручил своему  ученику Юхану Августу Арфведсону сделать количествен-

ный анализ нового минерала петалита, который, как мы знаем теперь, представляет собой литийсодержащий алюмосиликат Li2OAl2O3•8SiO2=LiAlSi4O10. Арфведсон был известным аналитиком. К этому времени он выполнил обширное исследование окислов марганца. Ему было ясно, что в петалите содержатся алюминий и кремний. В соответствии с этим он и проводил анализ. Он сплавил петалит с карбонатом калия, удалил кремнезем (двуокись кремния) вместе с дымом при обработке кислотой, после чего в фильтрате осталась только гидроокись алюминия. После взвешивания кремнезема и полученного прокаливанием гидроокиси алюминия глинозема, к удивлению Арфведсона, получалась существенная (около 4 %) разница между массой исходного минерала и выделенных из него веществ. Тогда он повторил анализ, используя для первоначального сплавления карбонат бария. После отделения кремнезема и глинозема Арфведсон осадил барий серной кислотой и исследовал полученный фильтрат. Там он обнаружил легко растворимый сульфат, который сначала принял за сульфат натр ия, но потом убедился, что это не так. Тут Берцелиус и Арфведсон пришли к предположению, что ими открыт в петалите новый элемент. Хотя в этом открытии, естественно, участвовал и Берцелиус, он тем не менее предложил Арфведсону опубликовать статью об открытии только под именем Арфведсона. Такое истинно альтруистическое поведение Берцелиуса по отношению к своему ученику отнюдь не было исключительным случаем в жизни замечательного шведского ученого. Точно так же он вел себя и через 13 лет, когда вместе со своим учеником Сефстремом открыл ванадий. Берцелиусу и в голову никогда не приходило выдвигать себя на передний план, а тем более присваивать себе чужие заслуги.

Новый элемент был назван питоном. Арфведсон писал об этом: "Я нашел новую, огнеупорную щелочь неизвестной доныне природы. Г-н профессор Берцелиус предложил для нее название литон, так как эта щелочь в отличие от соды и поташа принадлежит в первую очередь к миру камней (по-гречески "литое" означает камень) ".

Попытки Арфведдона выделить из гидроокиси металлический литий (так позже стали называть литон) не увенчались успехом — слишком мала была мощность гальванической батареи в шведской лаборатории. Дэви, имевший более мощную батарею, добился некоторого успеха. При разложении расплавленного карбоната лития он получал крошечные кусочки нового металла, но через несколько секунд металл снова превращался в щелочь. Только в. 1855 г. Роберт Вильгельм Бунзен (1811-1899 гг.) со своим учеником Августом Матиссеном (1831—1871 гг.) получили металлический литий электролизом расплавленного хлористого лития в таких количествах, которые позволяли обстоятельно исследовать свойства этого металла.

 

 

 

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную - обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел "Решение задач".

 

 

 

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач